интересно, а фильм о фанатах KISS с участием концертых записей самой группы под названием "Детройт - город рока" подходит под эту тему? а то я после него даже KISS стала слушать :))
Джордж Харрисон, общаясь с Прабхупадой, всегда вел себя очень смиренно, так же, как ученики Прабхупады. Прабхупада с Джорджем вместе принимали прасад — обед с самосами, халавой, овощами, сметаной и пури, приготовленный специально для них. Во время прасада Прабхупада рассказал, что некоторые вриндаванские панды (профессиональные гиды, показывающие паломникам святые места) любят поесть. Одии из них однажды так объелся, что чуть не умер, но сына своего поучал: «Во всяком случае, я умираю от перееда-ния, а не от голода. Смерть от голода — бесславная смерть». Разговаривая с Джорджем, Прабхупада улыбался, он поблагодарил его за подаренное поместье. — Вы видели мою комнату? — спросил Прабхупада. — Дом-то на самом деле ваш, но комната — моя. — Нет, нет, — запротестовал Джордж, предпочитая играть роль смиренного ученика. — Это дом Кришны и ваша комната. Когда Джордж признался Прабхупаде, что, приняв сознание Кришны, он стал терять друзей, Прабхупада сказал ему, что из-за этого не стоит бесшжоиться. Он прочел Джорджу отрывок из «Гиты», где Кришна говорит о том, что постичь Его можно, только занимаясь преданным служением. «В будущем, — сказал Джордж, — ИСККОН так разрастется, что ему понадобится свой управленческий аппарат». Прабхупада: «Я разделил мир на двенадцать зон, в каждой из которых у меня есть свой представитель. До тех пор пока они будут следовать духовным прющипам, Кришна будет помогать им». Перед уходом Джордж пообещал Прабхупаде, что окажет ему содействие в приобретении новых храмов. Позже Прабхупада заметил: «На Джорджа низошла милость Кришны». Джордж Харрисон убедил другого известного поп-певца и музыканта, Донована, встретиться с прославленным лиде-ром движения Харе Кришна. Донован пришел с другом, тоже музыкантом. Они прихватили с собой двух своих подружек в мини-юбках. В неловком молчании Донован сидел перед Прабхупадой. Прабхупада заговорил: «В Ведах есть стих, где сказано, что музыка является высшей формой воспитания». Он стал объяснять, как музыкант может служить Кришне. — Вы должны делать то же, что и ваш друг Джордж, — сказал Прабхупада. — Мы будем давать вам темы, а вы — сочинять песни. Прабхупада сказал, что в служении Кришне можно использовать все, даже деньги. — Но деньги материальны, — вмешалась в разговор подруга Донована. — Откуда вы знаете, что материально, а что духовно? —ответил Прабхупада. Он обернулся к Доновану: — Вы понимаете, о чем я говорю? Донован смущенно ответил, что он туповат, но старается. Подруга Донована наклонилась и что-то прошептала ему на ухо, после чего Донован встал и сказал: «Нам пора». Прабхупада стал настаивать, чтобы они сначала хотя бы попробовали прасада. Как только за гостями закрылась дверь, раздался взрыв хохота. Прабхупада сказал: «Она подумала...» — и, не договорив, дал возможность закончить фразу ученикам. «Да, — сказал Йогешвара, — она подумала, что если его привлечет Кришна, то она его потеряет». Прабхупада так любил проповедовать именитым гостям, что стремился делать это повсюду. «В какое бы место я ни приехал, — писал он в письме к одному из своих учеников, — мои ученики должны устраивать для меня встречи с влиятельными людьми, и я буду рассказывать им о движении сознания Кришны».
- На этом концерте его не было, но на многие другие он ездил вместе с нами. Куда бы он ни приезжал, нас встречала огромная толпа его поклонников, через которую мы с трудом пробирались. Все это способствовало популярности Харе Кришна, со временем наш первый лондонский храм стал разрастаться, и Джордж, увидев, что нам нужно большее здание, предложил Шриле Прабхупаде свою помощь в поиске подходящего помещения. В результате появился новый загородный храм Бхактиведанта менор - настоящий дворец, который Харрисон приобрел и отдал его нам.
- Я знаю, что он также помогал вам издавать книги?
- Да, одним из самых замечательных служений, который Джордж сделал для Шрилы Прабхупады, было то, что он оплатил издание "Источника вечного наслаждения". С изданием этой книги на английском языке связана интересная история. К этому времени Шрила Прабхупада полностью закончил перевод, были сделаны красивые иллюстрации, но денег на ее издание у нас не было. ИСККОН (переведенная в кириллицу английская аббревиатура Международного общества Сознания Кришны. - Авт.) тогда не был таким большим, как сейчас. Шрила Прабхупада попросил Шьямасундару спросить Джорджа, сможет ли он дать денег на издание книги. Шьямасундара заколебался, мы пытались следовать такой политике, чтобы не просить Джорджа ни о чем. Мы хотели дать ему Кришну, а не просить, чтобы он для нас что-нибудь сделал. Если он что-то и делал, то только по собственной инициативе. И Шьямасундара боялся, что если он попросит Джорджа о финансовой помощи, то он подумает, что мы, как и все остальные, пришли к нему за деньгами. Но Прабхупада сказал: "Не переживай об этом. Просто спроси, скажи, что это я попросил тебя сказать ему о книге. Кришна обо всем позаботится". Как раз к тому времени Джордж сам купил огромную, очень дорогую мраморную плитку для лондонского храма, хотя мы его об этом не просили. И мой муж очень переживал, что ему теперь придется просить у него деньги. И вот как-то вечером он с еще одним скульптором ужинали у Джорджа дома. Шьямасундара таки отважился сказать ему: "Прабхупада собирается издавать книгу о Кришне "Источник вечного наслаждения", которая прекрасно проиллюстрирована оригинальными рисунками, и спрашивает, не хотел бы ты принять участие в этом проекте?". Джордж серьезно посмотрел на Шьямасундару, и тот подумал: все, конец, теперь он решит, что я такой же, как все, что я хочу от него только лишь денег. Джордж спросил, сколько это будет стоить? Шьямасундара ответил, что издание обойдется в девятнадцать тысяч долларов, на то время достаточно большая сумма. Джордж молчал, и в это время раздался гром, как раз началась гроза. Молния попала в какую-то подстанцию, и везде погас свет. Когда же свет вновь загорелся, на лице Джорджа сияла огромная улыбка, он сказал: "Как я могу не принять участие в этом проекте, если мне подают такие знаки!?". На следующий день он встретился со Шрилой Прабхупадой, и тот попросил Джорджа написать введение к книге. Благодаря тому, что там была статья Харрисона, нами было продано много книг о Кришне. Джордж сделал для Прабхупады то, чего никто другой сделать не мог бы. Были проданы сотни тысяч книг, Харе Кришна мантра стала известной по всему миру.
- А какие отношения были у Харрисона с Прабхупадой?
- Хотя не были соблюдены все обряды инициации, Джордж, по сути, был его учеником. Шрила Прабхупада очень его любил, был благодарен за все то служение, которое он для него совершил, он называл его Шриман Джордж Харрисон, относился к нему как к своему сыну.
- Как другие члены "Битлз" воспринимали эту тесную дружбу их коллеги с вами?
- Они друг друга не судили, у них было уважительное отношение друг к другу, каждый занимался тем, чем хотел.
- Она пошла нам на встречу, и даже сама приготовила райту - салат из фруктов и йогурта. Это был замечательный вечер, мы видели, что Джордж очень ценит возможность находиться среди преданных Кришны и воспевать мантру. Он предложил моему мужу Шьямасундаре записать пластинку. И следующая наша встреча уже состоялась на студии звукозаписи, где мы вместе с "Битлз" записывали Харе Кришна мантру. Напомню, что тогда, в конце шестидесятых не было ни CD, ни даже кассет, и мы записали две пластинки: одну большую на 33 и вторую поменьше - на 45. На большой пластинке было записано несколько песен, а на маленькой - хит с большой пластинки. Эту маленькую пластинку крутили все радиостанции Америки, во многих странах она стала хитом номер один. Нас стали приглашать в различные города, люди думали, что мы рок-группа, а не религиозная организация, поскольку на пластинке был знак (яблоко. - Авт. ) Джорджа Харрисона. Мы летали с концертами в Голландию, Швецию, Германию, Швейцарию и многие другие страны. Куда бы мы ни приезжали, мы раздавали цветы, прасад (освященную вегетарианскую пищу. - Авт.) и просили людей воспевать с нам Харе Кришна маха-мантру. Мы говорили, что приехали не развлекать, а дать духовное знание. Однажды нас пригласили на юг Франции, где проходил большой музыкальный фестиваль. Мы были там единственными одетыми людьми, все остальные под воздействием алкоголя и других интоксикаций разделись донага, шел дождь и единственное, что было на их теле, - это грязь. Мукунда, понимая, что объяснять этим людям что-либо бесполезно, сказал им: "Хотите немного подняться, пойте с нами, и вы взлетите" - они ведь принимали наркотики, чтобы оторваться от угнетающей их реальности и выглядели достаточно жалкими. Мы им предложили получить радость без наркотиков. И когда мы начали петь, они нас поддержали, и было видно, что воспевая, получают огромную радость.
Среди первых кришнаитов, добившихся встречи с Харрисоном и подружившихся с ним, была и Малати деви даси, которая и через тридцать пять лет остается последовательницей своего духовного учителя.
- Я слышал, что для Джорджа Харрисона ваше появление в его офисе не было неожиданностью, казалось, будто бы он ждал его. Откуда музыкант узнал о только что зарождающемся на Западе движении Харе Кришна?
- Да, он в самом деле искал встречи с нами. Мы записали на студии в Нью-Йорке наше пение мантры Харе Кришна, и Джордж каким-то образом эту запись достал. Она ему настолько понравилась, он ее столько много раз слушал, что качество этой пластинки было уже совсем никудышнее. Он захотел приобрести новую запись, но поскольку в обычных музыкальных магазинах ее в те годы купить было невозможно, то он решил, что если найдет людей из Харе Кришна, то они помогут ему найти пластинку. Поэтому, увидев у себя в офисе моего мужа Шьямасундару, он был просто счастлив. У них тут же завязалась беседа, и Джордж сказал: "Почему бы вам, ребята, не прийти ко мне домой в пятницу на обед?". Мы решили, что на обед мы, приехавшие из-за океана американцы, придем с нашими английскими друзьями, которые уже успели присоединиться к движению. Одним из главных положений исповедуемой нами философии является утверждение, что все принадлежит Богу. И вот, придя в назначенное Джорджем время к нему домой, мы сразу же начали передвигать мебель, чтобы освободить место для киртана - то есть, для воспевания святых имен и для танцев. Мы привезли с собой какие-то, уже заранее приготовленные, вегетарианские блюда, остальное же решили приготовить дома у Харрисона.
В предпоследний день осени исполняется вторая годовщина смерти гитариста, певца и композитора "Битлз" Джорджа Харрисона
Беседовал Вадим ДЫШКАНТ
30 ноября его прах кремировали и согласно завещанию через несколько дней отвезли в Индию. В самом же Лондоне исповедующие кришнаизм британцы провели церемонию в память о Харрисоне. Почему европеец Харрисон захотел, чтобы тело его сожгли, а пепел развеяли над священным Гангой, пытался выяснить наш корреспондент. Ему посчастливилось встретиться с Малати деви даси, которая на протяжении нескольких лет общалась с музыкантом.
Хотя духовные искания Джорджа Харрисона ни для кого не были секретом, однако с годами к ним у пишущих о музыке и музыкантах журналистов выработалось если не скептическое, то не совсем серьезное отношение. Религиозной жизни музыканта отводилась роль мимолетного увлечения, некоего хобби пресыщенного славой человека. Между тем самые проницательные люди понимали, что тот напряженный поиск Бога, который вел Харрисон, стал для него основным содержанием всей его жизни. "Воспринимать себя как одного из "Битлз" - значит двигаться назад, а я гораздо больше озабочен будущим" - сказал Харрисон еще в 1967 году, когда группа еще не распадалась. Те, кто был внимателен к нему, замечали, что, невзирая на громкую славу, он находится в стороне от всей звездной суеты и живет в своих мирах. В эти миры музыкант все больше и больше уходил после знакомства с первыми учениками Шрилы Прабхупады - гуру, приехавшего из Индии, и распространившего движение Харе Кришна на Западе. Четверо молодых американцев, получив духовное посвящение у Прабхупады, по заданию своего учителя отправились с целью проповеди философии Сознания Кришны в Лондон. В планы не имеющих никаких связей ни в деловых, ни в творческих кругах Великобритании проповедников входило знакомство с "Битлз" для проповеди им духовного знания. Удивительно, но этим безызвестным молодым кришнаитам удалось не только познакомиться с "Битлз", но и на долгие годы подружиться со знаменитостями, которые, кроме того, что записывали на своей студии пение мантры Харе Кришна, еще и жертвовали Обществу Сознания Кришны немалые средства и даже помещение под храм. К счастью, сохранились записи бесед музыкантов со Шрилой Прабхупадой, которого Харрисон принял своим гуру. В своем последнем интервью музыкант говорил о Боге, как о главной цели человеческой жизни, а в последние мгновенья пребывания в этом мире призвал своих близких любить друг друга.
Джордж: Прабхупада никогда не говорил, что я должен перестать заниматься тем, чем я занимаюсь. Я слышал, что время от времени он говорил своим ученикам, что я — хороший преданный, ему нравились мои песни и многое другое из того, что я делал. Мне он этого никогда не говорил, но я часто слышал об этом от других. Мне также очень нравилось то, что я не чувствовал с его стороны никакого давления, он никогда не требовал, чтобы я присоединился к движению и посвятил сознанию Кришны все свое время. Думаю, если бы он все время давил на меня и говорил: «Почему бы тебе не бросить все, что ты делаешь, и не поселиться в одном из наших храмов?» — это только все испортило бы. Он ни разу не дал мне понять, что я другой, что я не из их круга. Никогда он не говорил ничего подобного. Я считаю себя, так сказать, преданным в штатском. Это факт. Свои отношения с ним я видел так: я должен помогать, когда и чем могу, поскольку я знаком со многими влиятельными людьми. Так общаются между собой все воспитанные люди — вы просто что-то пытаетесь сделать и чем можете помогаете друг другу. Он всегда был доволен мной, потому что я всегда старался чем-нибудь помочь ему. Я имею в виду не помощь храму Кришны как таковому, а вообще все духовное, что я делал – мои песни или что-то еще – все это радовало Прабхупаду. Он относился ко мне очень дружелюбно. Он всегда повторял имя Кришны; иногда он и меня просил это делать – все время или как можно чаще повторять Харе Кришна. Думаю, как только человек начинает постоянно повторять мантру, он сразу ощущает на себе ее благотворное воздействие. Есть такие гуру, которые всем дают понять, какие они важные, но Прабхупада говорил: «Я — слуга слуги слуги Кришны», — и это было действительно так. Он никогда не говорил: «Я — самый великий» или «Я — Господь Бог» и тому подобное. Он всегда считал себя слугой, и мне это очень нравилось. Я думаю, это признак духовности. Чем больше знает человек, тем глубже он понимает, что он слуга. А чем меньше он знает, тем легче ему возомнить себя даром Божьим всему человечеству. Так что, хотя он был очень сильной и духовно развитой личностью, в нем всегда жило необыкновенное смирение и скромность. И я думаю, что это — самое важное, потому что, встречаясь с ним, человек учился не столько слушая то, что он говорит, сколько на его примере, глядя на то, как он живет и что делает.
Прабхупада со своим окружением и Джон и Йоко со своим, представляли собой поистине странное сочетание. Через два дня после приезда Прабхупады в Титтенхерст Джон и Йоко улетели в Канаду выступать с «Plastic Ono Band» на фестивале «Возрождение рок-н-ролла» на стадионе «Варсити» в Торонто. В октябре Джон и Йоко записали «Wedding Album» («Свадебный альбом») и начали работу над фильмом «Rock'n'roll circus» («Цирк рок-н-ролла»), а Джон записал «Cold Turkey». Джон по природе своей был человеком застенчивым, но преданные, работавшие в усадьбе, скоро поняли, что у него доброе и щедрое сердце. Он приглашал преданных навсегда поселиться в Титтенхерсте и на его ферме. Все, что у него есть, говорил Джон, он готов разделить с ними. В конце концов Прабхупада и его ученики уехали из поместья, но их беседы с Джоном в Титтенхерсте нашли отражение в песне «Instant Karma (We All Shine On)» («Мгновенная карма (Мы все сияем)»), написанной Джоном приблизительно в это время.
Прабхупада считал Джорджа «славным юношей» и преданным Кришны. Согласно «Бхагаватам», какое бы положение ни занимал человек в материальном мире, если он не является преданным Господа и никогда не произносит святых имен Бога, у него не может быть никаких достоинств. Многие свами и йоги в Индии, даже те, кто считает себя вайшнавами, не верили в святые имена Кришны и не понимали их важности. Однако Джордж любил петь мантру Харе Кришна и включал святое имя Кришны в свои песни, которые пользовались огромной популярностью во всем мире. Таким образом, сочиняя музыку, он служил Кришне и это отличало его от остальных.
Мистер Джордж Харрисон производит впечатление очень умного юноши и к тому же Милостью Кришны очень удачливого. В первый день он пришел ко мне вместе с Джоном Ленноном, и мы беседовали около двух часов. Он хотел поговорить со мной еще, но сейчас уехал к своей больной матери в Ливерпуль.
Прабхупада не мог не видеть, что Джордж богат, а Господь Чайтанья строго наказывал преданным, ведущим жизнь в отречении, избегать общения с мирскими людьми. Но вместе с тем Господь Чайтанья учил, что преданный должен пользоваться любой возможностью для того, чтобы распространить сознание Кришны.
Если этот юноша будет помогать нашему движению, это может стать для нас хорошим подспорьем, ведь в конце концов он человек со средствами. В духовной жизни с богатыми людьми следует обращаться крайне осторожно. Иногда нам приходится иметь с ними дело в интересах проповеди. Строго говоря, Господь Чайтанья Махапрабху запрещал преданным в сознании Кришны общаться с подобными людьми, однако у нас есть указание Рупы Госвами о том, что для распространения сознания Кришны мы должны пользоваться любой благоприятной возможностью.
Прабхупада вел себя с Джорджем осмотрительно, и вместе с тем просил его повторять святое имя, принимать прасад Господа и посвятить Ему все свое творчество.
Преданные часто встречались с Джоном и Йоко. Джон, который поначалу был заинтересован только в деловом партнерстве с преданными, со временем проникся к ним симпатией, однако его друзья советовали ему держаться подальше от Свами и его учеников. Поэтому он избегал близкого общения с ними. Ишана дас: Я работал на кухне, а Джон сидел за пианино. У него на кухне стояло пианино, большое такое пианино, с которого соскоблили весь лак, оставив лишь голое дерево. Так вот, он сидел за пианино и, импровизируя, пел мантру Харе Кришна. Он был действительно великим музыкантом и играл Харе Кришна в самых разных стилях: «блуграсс», классическом, в стиле рок-н-ролл и многих других. Он совершенно свободно переходил от одной манеры к другой, все время напевая Харе Кришна. У него это получалось совершенно естественно, и видно было, что в музыке он настоящий гений. Таким образом он меня развлекал, да и ему самому это доставляло огромное удовольствие. И тут, в самый разгар этой вдохновенной музыкальной импровизации, этого пения Харе Кришна, на кухне появилась его жена Йоко Оно в пеньюаре, или как он там называется, и страдальческим тоном произнесла: «Ради Бога, Джон, у меня просто раскалывается голова. Пожалуйста, прекрати и пойдем со мной наверх». Джордж был другим. Его влекло к Прабхупаде. Когда один из преданных спросил его: «Почему из всех «The Beatles» только вы заинтересовались сознанием Кришны?» — Джордж ответил: «Это моя карма. Духовность — одна из особенностей моего знака Зодиака». Джордж Харрисон: Прабхупада выглядел именно так, как я его себе представлял. Перед встречей с ним я испытывал смешанное чувство страха и благоговения, Но что мне понравилось в нем позднее, когда я стал чаще встречаться с ним — это то, что он относился ко мне скорее как к другу. Я чувствовал себя с ним легко и свободно, гораздо лучше, чем вначале, потому что во время нашей первой встречи я не понимал, о чем он говорит, и мне казалось, что я слишком мирской даже для того, чтобы просто находиться рядом с ним. Но потом я расслабился и мне с ним стало гораздо легче. Он же всегда был очень сердечен со мной. Нельзя сказать, что он разговаривал со мной как-то по-особому, не так, как с другими. Он всегда говорил только о Кришне, неважно, кто был перед ним в данный момент. Когда бы мы ни встретившись с ним, он всегда оставался самим собой. Не так, что один раз он скажет вам повторять мантру Харе Кришна, а в следующий раз говорит: «Ах, нет, я ошибся» — нет, он всегда оставался самим собой. Видеть его всегда было для меня удовольствием. Иногда я забегал к нему, даже если не собирался этого делать, я все равно заходил, полагая, что просто должен зайти, и всегда после встречи с ним у меня было очень хорошо на душе. Я чувствовал, что он проявляет ко мне личный интерес. Каждая встреча с ним доставляла мне удовольствие. Джорджа влекло к Кришне, и он любил петь Харе Кришна. Еще до встречи с Прабхупадой он кое-что узнал о Кришне от Махариши-Махеш Йоги, из автобиографии Парамахамсы Йогананды и из своего путешествия по Индии. Однако только после бесед с Прабхупадой он смог понять, что Господь Кришна является Абсолютной Истиной и началом всех начал. Джордж: Прабхупада помог мне понять этот разносторонний метод, дающий человеку возможность приблизиться к Кришне. Например, прасад. Я думаю, прасад — очень важная вещь, даже если это всего лишь тактический прием. Как в той пословице: путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Ну что ж, даже если это путь к духовной душе человека — так или иначе, метод действует. Что может быть лучше: вы пели и танцевали или просто сидели и разговаривали, и вдруг вам подносят угощение? Это как благословение. А потом вы учитесь касаться Его или вкушать Его, и это тоже очень важно. Кришна безграничен. Я был благодарен Прабхупаде уже за то он беседует со мной и обрушивает на меня весь этот поток новой информации. Даже когда сопротивляется ум, все это — тоже Кришна. Больше ничего и не нужно знать, достаточно знать, что все есть Кришна. Этот мир — тоже Его материальная энергия, Его вселенская форма. В книгах Прабхупады есть иллюстрации — Кришна в сердце собаки, коровы и человека. Это помогает вам осознать, что Кришна находится в сердце каждого живого существа. Хотя Прабхупада, вероятно, учил и неким высшим аспектам философии, но из всего, что он говорил, лично я вынес более глубокое понимание того, что Кришна пребывает везде и во всем. Прабхупада рассказывал о различных аспектах Кришны и давал человеку возможность везде и всюду видеть Кришну как личность. Я имею в виду, что на свете нет ничего, что не было бы Кришной.
Прабхупада сказал, что материальный мир — это юдоль страданий. Природа жестока. В Америке президента Кеннеди считали самым удачливым и счастливым человеком, его уважали и почитали во всем мире. «Но в какую-то долю секунды, — Прабхупада громко щелкнул пальцами, — его не стало. Все здесь бренно. Где он теперь? Если жизнь вечна, если живое существо вечно, то куда он отправился? Что он делает? Счастлив он или страдает? Где он родился, в Америке или в Китае? Этого не знает никто. Несомненно только одно: он — вечная душа, и потому продолжает существовать». Прабхупада рассказал им о переселении душ. И снова обратился к ним с просьбой: «Постарайтесь понять эту философию, и, если она вам понравится, примите ее. Вы ведь стремитесь к чему-то прекрасному. Как вы находите мое предложение?» Оба битла переглянулись, но ничего не ответили. Прабхупада, довольный, тихо рассмеялся. «Вы умные ребята. Попробуйте разобраться сами». Прабхупада спросил гостей, какой философии они следуют. — Следуем? — переспросил Джон. — Мы ничему не следуем, — сказала Йоко. — Мы просто живем. — Мы занимались медитацией, — сказал Джордж. — Точнее, я занимаюсь медитацией, мантра-медитацией. Они стали задавать вопросы — такие вопросы Прабхупада слышал уже много раз. После того как Прабхупада рассказал им о природе Брахмана, всепроникающей духовной энергии Верховной Личности Бога, Йоко выразила сомнение в том, что Брахман может сохранять чистоту и не деградировать со временем. Прабхупада посоветовал ей серьезно изучать ведическую философию, чтобы глубже понять ее смысл. Джону и Йоко, убежденным эклектикам, трудно было согласиться с тем, что Прабхупада говорил об авторитете Вед. Джон: «Нам нужно еще все просеять, как песок, чтобы увидеть, кто же в конце концов прав». Прабхупада: «Нет. Постарайтесь понять одно. Почему эти люди — если Кришна не является высшим авторитетом, — почему они берут книгу Кришны и переводят ее? Подумайте сами». Джордж: «Я не говорил, что Кришна не является Всевышним. Я верю в это. Здесь какое-то недоразумение, связанное с переводом „Гиты" с санскрита на английский. Я уже говорил, что есть много переводов, и я думаю, мы поняли так, будто вы хотите сказать, что только ваша версия, ваш перевод является авторитетным, а другие — нет, но у нас не было расхождений по поводу того, кем является Кришна». Прабхупада: «Хорошо. Если вы верите, что Кришна — Верховный Господь, если вы придерживаетесь этого мнения, значит, вам надо посмотреть, кто сильнее всех привязан к Кришне. Один человек круглые сутки прославляет Кришну, а другой не говорит о Нем ни слова. Разве такой человек может считаться преданным Кришны? Разве тот, кто не хочет даже произнести имя Кришны, может называть себя Его представителем? Если Кришна — истинный авторитет (с чем вы согласны), то те, кто непосредственно связан с Кришной, также являются авторитетами». Беседа длилась более часа, после чего Прабхупада раздал Джону, Джорджу, Йоко и преданным, которые находились в комнате, прасад. Если эти шрештхи примут сознание Кришны, это принесет благо им и многим другим людям. Он исполнил свой долг, дал им такую возможность. Он рассказал им об учении Кришны, а принять его или отвергнуть — решать им самим. Джон сказал, что его ждут дела, извинился и направился к выходу. Когда все вышли, Йоко, спускаясь по лестнице, повернулась к Джону и сказала: «Посмотри, как просто он живет. А ты бы так смог?»
После полудня Джордж, Джон и Йоко заглянули к преданным. К тому времени Прабхупада уже пообедал, и Шьямасундара пригласил их навестить его. Джордж обернулся к Джону и спросил: «Хочешь пойти к нему?» Бородатый, в очках, с волосами до плеч, хозяин Титтенхерста согласился. Проявила любопытство и Йоко. Все трое прошли в комнату Прабхупады. Встретив гостей благосклонной улыбкой, Прабхупада, сидевший за столом, пригласил их войти и сесть. К нему пришли двое самых знаменитых людей Англии, и Кришна хотел, чтобы он поговорил с ними. Прабхупада снял с себя гирлянду и передал Шьямасундаре, указав, чтобы он повесил ее Джорджу на шею. – Спасибо, — сказал Джордж. — Харе Кришна. Прабхупада улыбнулся: – Это благословение Кришны. – Харе Кришна, — повторил Джордж. — Да, — сказал Прабхупада, — В «Бхагавад-гите» есть стих: йад йад ачарати шрештхас тат тад эветаро джанах / са йат праманам куруте локас тад анувартате. Смысл этого стиха в том, что обыкновенные люди всегда следуют примеру великих личностей. Йад йад ачарати шрештхах. Шрештхах значит «великие люди». Ачарати — «делают». Что бы ни делали великие люди, остальные всегда подражают им. Если великий человек говорит, что это хорошо, то все остальные соглашаются с ним и тоже начинают считать, что это хорошо. По милости Господа вы стали лидерами, кумирами тысяч молодых людей. Они любят вас. Так что, если вы дадите им что-нибудь по-настоящему хорошее, мир изменится к лучшему. Хотя Джордж и Джон были приблизительно того же возраста, что и большинство учеников Прабхупады, он считал их шрештхами, лидерами, которых уважают и с которыми считаются в обществе. «Вы тоже стремитесь дать миру мир, — продолжал Прабхупада. — Время от времени я читаю ваши высказывания. Вы так же озабочены, как и все, Каждый добродетельный человек должен стремиться к тому, чтобы дать миру мир. Нужно только знать, как это сделать». Он объяснил им «формулу мира», изложенную в «Бхагавад-гите»: обрести подлинный мир может только тот, кто признает Верховную Личность Бога владельцем всего сущего, целью всех жертвоприношений и другом каждого живого существа. Затем со всей прямотой Прабхупада сказал двум битлам то, что раньше только намекал: им следует изучить философию сознания Кришны и помочь распространить ее во всем мире. «Я прошу вас, по крайней мере постарайтесь как можно глубже вникнуть в эту философию, — сказал он. — Если она вам понравится, примите ее. Вы ведь тоже хотите что-то дать миру. Попробуйте дать миру это знание. Вы читали наши книги, „Бхагавад-гиту как она есть"?» Джон: «Я читал отрывки из „Бхагавад-гиты", но не знаю, чей это был перевод. Переводов так много». Прабхупада: «Да, все переводы разные, поэтому мы и подготовили это издание — „Бхагавад-гита как она есть"».
Гуру-даса повстречал агента по продаже недвижимости, который предложил им здание на Бери Плейс, недалеко от Британского музея. Преданные могли переехать немедленно. Идеальное расположение, сорок один фунт в неделю и возможность немедленного переезда — словом, лучше не придумаешь. Мукунда послал Прабхупаде письмо с просьбой дать деньги на первоначальный взнос. Прабхупада согласился. Шьямасундара получил письмо от Джорджа на бланке корпорации «Apple» с заверением в том, что фирма «Apple» гарантирует платежи в том случае, если преданные не смогут выполнить свои финансовые обязательства. Через неделю у преданных уже было пятиэтажное здание в самом центре Лондона. Однако, когда преданные переехали в свой новый центр на Бери Плейс, городские власти заявили, что у них неправильно оформлены документы на вселение. Бюрократическая волокита грозила затянуться на недели, а то и на месяцы. У преданных снова не было места, где они могли бы жить и вместе поклоняться Кришне. Но Шьямасундара, уверенный в том, что все будет в порядке, начал ремонтировать в их будущем доме храмовую комнату, обшивая ее калифорнийской секвойей. Узнав о положении преданных, Джон Леннон сказал Шьямасундаре, что преданные могут расположиться у него в Титтенхерсте, большом поместье под Аскотом, которое он не так давно приобрел. Он собирался там кое-что перестроить и, если преданные помогут ему сделать ремонт, он позволит им жить в своем поместье. «Наш гуру тоже сможет остановится там?» — спросил Шьямасундара. Джон согласился, и преданные въехали в бывший флигель для прислуги в усадьбе Джона. Всего за несколько недель до приезда Прабхупады вышла пластинка «Харе Кришна мантра». Фирма «Apple» сама позаботилась о рекламе, привезла журналистов и фотографов. В ярко раскрашенном автобусе онн подкатили к бело-голубому павильону, где собрались преданные вместе с Джорджем. В первый же день было продано семьдесят тысяч зкземпляров. Через несколько недель преданные появились в популярном телевизионном шоу «Топ оф зэ попс» и исполнили «свою песню». Поместье Джона Леннона, ранее принадлежавшее семейству Кэдбери, занимало шестнадцать гектаров лугов и леса и состояло из большого особняка и многочисленных служебных построек. Джон со своей женой Йоко жил в большом доме, а Прабхупаде и преданным они отвели узкое здание, в котором раньше жила прислуга. В здании было четыре квартиры, и в нем поселилось около пятнадцати преданных; одну квартиру они оставили для Прабхупады и его слуги. Ленноны уже не в первый раз принимали у себя преданных. Несколькими месяцами раньше, в мае, преданные вместе с Джоном и Йоко пели Харе Кришна в их номере-люкс монреальского отеля «Куин Элизабет». Джон хотел, чтобы преданные ободрали дубовые панели со стен в большом доме и заменили их на новые, а полы выложили черно-белой мраморной плиткой. Когда преданные начали ремонт, Ишана, который только что приехал из Канады, вместе с несколькими помощниками принялся переделывать старый концертный зал в храм, где должна была стоять вьясасана Прабхупады. Над квартирой Прабхупады, храмовой комнатой и въясасаной преданные трудились днем и ночью. Они работали с таким рвением, что Джон и Йоко не могли не заметить, как сильно они любят своего духовного учителя. Когда преданные отправляли Прабхупаде в Германию магнитофонную запись, Ишана спросил Джона, не хочет ли он что-нибудь сказать их гуру. Улыбнувшись, Джон ответил, что хотел бы узнать секрет Прабхупады — как ему удалось завоевать такую любовь своих учеников.
Подружившись с Джорджем, лондонские преданные стали с еще большим волнением ждать приезда в Лондон Прабхупады, Теперь, когда с ним хотел встретиться человек, знаменитый во всем мире, они чувствовали, что у них есть еще одна возможность угодить Прабхупаде и что их проповедь в Лондоне увенчается успехом. Благодаря своему знакомству с сознанием Кришны, а также собственному духовному развитию, Джордж стал выражать преданность Господу Кришне в своих песнях. Читая «Бхагавад-гиту как она есть» с комментариями Прабхупады, он осознал превосходство личностной концепции Бога над безличной. Гуру-даса показал Джорджу стих в «Гите», где Кришна говорит о том, что Он является основой безличного Брахмана. Джорджу нравилась философия сознания Кришны, но из осторожности он не спешил выказывать безраздельную преданность Прабхупаде и Кришне. Преданные вели себя с ним соответственно, стараясь не докучать ему. 11 января Шрила Прабхупада написал преданным в Лондон еще одно письмо, в котором поделился новыми мыслями о том, как Джорджу лучше всего служить Кришне.
Я очень рад, что мистер Харрисон сочиняет такие песни, как «Господь, которым мы так долго пренебрегали». Он человек вдумчивый. Когда мы встретимся, я объясню ему, что означает разлука с Кришной, и они смогут сочинять песни, которые наверняка понравятся людям. Эти песни нужны всем и, если они будут написаны и исполнены такими кумирами публики, как «The Beatles», их ожидает огромный успех.
Позднее Джордж запишет несколько таких песен. Его песня «Мой нежный Господь» целых два месяца лидировала в Америке среди сорокапяток, а альбом «Жизнь в материальном мире», который разошелся миллионным тиражом, в течение пяти недель удерживал первое место в хит-параде, проводимом английским журналом «Билборд». Прабхупада предостерегал преданных, советуя им не полагаться только на помощь Джорджа, а попробовать самим найти и снять дом. Однако Джордж искренне хотел помочь преданным и снова предложил им записать пластинку на студии «Apple». Лондонские преданные давно уже мечтали о том, чтобы «The Beatles» записали пластинку с пением мантры Харе Кришна. Если бы «The Beatles» сделали это, мантра, несомненно, стала бы известна во всем мире. Идея Джорджу понравилась, но он предпочитал, чтобы мантру пели преданные, а он выпустит пластинку под маркой «Apple». «Пусть лучше деньги достанутся вам, ребята, а не нам, — сказал он. — Давайте делать пластинку». И вот преданные отправились к Джорджу домой, чтобы сделать пробу. Джордж записал наложением гитару. Через несколько недель преданные пришли снова и прослушали запись. Джордж был готов сделать пробу в студии, и преданные договорились встретиться с ним и с его другом, музыкантом Билли Престоном, в студии «Трайдент» на Сент-Энз Элли. Проба продолжалась несколько часов и прошла успешно. Джордж и Шьямасундара назначили день настоящей записи. В день записи около двенадцати преданных, в том числе несколько новичков-англичан, собрались в студии звукозаписи фирмы EMI на Эбби Роуд. Когда первая группа преданных подъехала к студии на «Мерседесе» Джорджа, толпа подростков запела мантру Харе Кришна на мотив, ставший популярным благодаря рок-мюзиклу «Волосы». Пока Ямуна рисовала на лбах у инженеров звукозаписи вайшнавские тилаки, Малати принялась распаковывать корзины с прасадом, которые привезла с собой, а другие преданные развесили на стенах изображения Кришны и зажгли благовония. Студия «кришнаизировалась». Пол Маккартни и его жена Линда сели за пульт, и запись началась. Работа спорилась, и первая сторона сорокапятки была готова меньше чем за час. Джордж играл на органе, а Мукунда на мриданге. Ямуна солировала, Шьямасундара подпевал, а голоса остальных сливались в стройном хоре. Чтобы не сбиться, преданные медитировали на Прабхупаду и просили его послать им духовную силу. На четвертой пробе все прошло гладко. В самом конце Малати неожиданно для себя ударила в медный гонг. Затем они записали обратную сторону пластинки — молитвы Шриле Прабхупаде, Господу Чайтанье и Его спутникам, а также молитвы, обращенные к шести Госвами. Позже Джордж наложением записал бас-гитару и другие голоса. Все — преданные и техники — остались очень довольны. «Успех обеспечен» — пообещал Джордж. Пластинку запустили в производство, а преданные вернулись к своим обычным занятиям. Жили они по-прежнему в разных районах города. Прабхупада собирался приехать в начале сентября. Он сказал, что сначала поедет в Гамбург, а оттуда в Лондон, и обещал приехать, даже если у преданных к тому времени еще не будет храма. Однако всего за два месяца до приезда Прабхупады дело чудесным образом сдвинулось с мертвой точки.
Шьямасундара стал регулярно встречаться с Джорджем, и вскоре они подружились. Джордж, который в то время повторял мантру, полученную от Махариши-Махеш Йоги, впервые услышал от Шьямасундары о бхакти-йоге и ведической философии. Беседуя со Шьямасундарой, Гуру-дасой и Мукундой, он откровенно говорил о своих духовных поисках и своем понимании кармы. Джордж: Один йог, с которым я познакомился в Индии, сказал мне: «Тебе и в самом деле повезло, у тебя есть все — молодость, слава, богатство, здоровье, и тем не менее тебе этого мало. Ты хочешь знать о чем-то еще». Большинство людей даже не достигают того уровня развития, на котором человек начинает понимать, что за этой стеной есть что-то еще. Они лишь стараются взобраться на эту стену, чтобы вкусно есть, иметь уютный дом, все удобства и так далее. Но мне повезло больше, я уже обрел все это и осознал: жизнь не сводится только к этому, — тогда как большинство людей всю свою жизнь проводят в погоне за материальными благами. После посещения Хейт-Эшбери в 1967 году Джордж почувствовал на себе вину за ту роль, которую сыграл в распространении культуры ЛСД. До этого ему казалось, что хиппи в Хейт-Эшбери — творческие, ищущие люди, но когда он увидел их, одурманенных наркотиками, грязных и отчаявшихся — «филиал Бауэри на Западном побережье», — он почувствовал, что во всем этом есть доля его вины. Он решил, что использует свое влияние на молодежь и будет писать и исполнять песни о чем-то более высоком, нежели психоделические наркотики и секс. В нем также проснулся интерес к индийской духовности, который, как он чувствовал, был результатом кармы, накопленной за предыдущие жизни. Джордж: С Кришной я чувствую себя как дома. Думаю, это идет из какой-то предыдущей жизни. Когда я впервые услышал об этом, у меня было такое ощущение, словно передо мной открывается дверь, но все это было похоже на головоломку, и мне надо было сложить разрезанные кусочки вместе, чтобы получить законченную картину. Именно это и происходило, когда я встречался с преданными и со Свами Бхактиведантой, когда кто-то из преданных давал мне книгу и когда я слушал этот альбом. Так понемногу все начало складываться воедино. Вот почему я сразу тепло отнесся к Шьямасундаре и Гуру-дасе, когда они впервые приехали в Лондон. Скажем прямо: если мне когда-нибудь придется выбирать, с кем быть, то я уж лучше буду с этими ребятами, чем с кем-то другим. Вот так. Я буду скорее с преданными, чем с так называемыми добропорядочными людьми, которые так гордятся своей «правильностью». Джордж вызвался помочь преданным приобрести в Лондоне собственное здание. Он и Шьямасундара говорили о том, что неплохо было бы записать пластинку с мантрой Харе Кришна. Но Шьямасундара старался не давить на него. Когда Прабхупада услышал о Джордже, он очень серьезно отнесся к возможности его полного обращения в сознание Кришны. Доводя это до логического конца, Прабхупада уже видел мировую революцию в сознании людей — во главе с сознающими Кришну «The Beatles».
Из твоего письма я понял, что мистер Джордж Харрисон сочувствует нашему движению, поэтому, если Кришна и в самом деле доволен им, он сможет присоединиться к нам и распространять движение санкиртаны по всему миру. Волею судьбы «The Beatles» оказались в центре внимания всех людей соседних европейских стран и Америки. Его привлекает наше движение санкиртаны, и, если мистер Джордж Харрисон возьмется организовать большую группу санкиртаны, в которую войдут «The Beatles» и преданные из ИСККОН, мы, несомненно, сможем изменить лицо мира, измученного махинациями политиканов.
Прабхупада регулярно получал известия от шести учеников, которых он послал в Лондон. У них почти не было денег, и им пришлось поселится парами отдельно друг от друга в разных частях города. главным источником вдохновения были для них письма Прабхупады. они постоянно перечитывали письма с его указаниями и мечтали о том дне, когда он сам приедет к ним в Лондон. Если в Сан-Франциско проповедовать сознание Кришны было для них удовольствием, то в Англии им с каждым днем становилось все труднее и труднее. Будучи иностранцами, преданные не имели права устроиться на работу, а знакомых у них почти не было. Лишенные возможности жить вместе, они все же старались, как могли, поддерживать в себе моральный дух и сознание Кришны. И вот в самую трудную для лондонских преданных пору, в середине зимы, в их жизни наступил счастливый перелом: они познакомились с одним из «The Beatles» — Джорджем Харрисоном. Преданные уже давно думали о том, как привлечь внимание «The Beatles» к мантре Харе Кришна.
Однажды они отправили в студию звукозаписи «The Beatles», «Apple» («Яблоко»), яблочный пирог, на котором было написано «Харе Кришна», в другой раз послали туда заводное шагающее яблоко с напечатанной на нем мантрой Харе Кришна. Они даже послали им магнитофонную запись одного из своих киртанов и получили из студии «Apple» стандартный отказ. Поэтому, когда Шьямасундара неожиданно познакомился с одним из самых популярных рок-музыкантов мира, Джорджем Харрисоном, преданные решили, что эту встречу устроил для них Сам Кришна. Шьямасундара, с обритой головой и в вайшнавской одежде, сидел в приемной студии «Apple», где все время толпился народ. Он надеялся, что ему представится случай переговорить с кем-нибудь, кто был хоть как-то связан с «The Beatles». В это время по лестнице спускался Джордж Харрисон, освободившийся после очередного совещания. Войдя в комнату, он увидел Шьямасундару. Подойдя к нему и сев рядом, Джордж спросил: «Где же вы были раньше? Я уже целых два года пытаюсь встретится с людьми из Харе Кришна». Шьямасундара и Джордж проговорили целый час, а вокруг них все время сновали люди. «Я действительно искал встречи с вами, - сказал Джордж. — Хочешь, приходи завтра ко мне домой?» На следующий день Шьямасундара отправился к Джорджу на обед, где встретился с остальными «The Beatles»: Ринго Старром, Джоном Ленноном и Полом Маккартни. У каждого из них были вопросы, но особенный интерес проявлял Джордж. Джордж: У меня была пластинка «Харе Кришна», на которой Шрила Прабхупада с преданными пел мантру Харе Кришна. Пластинка эта была у меня уже два года. А купил я ее в ту же неделю, когда она вышла. Я готов к этому. Так всегда бывает - рано или поздно ты натыкаешься на то, что неосознанно ищешь. Я проигрывал ее снова и снова. Мы слушали ее с Джоном. Помню, мы целыми днями пели мантру, Джон и я, под гавайское банджо, когда плавали у греческих островов, мы пели Харе Кришна. Так что я начал петь мантру Харе Кришна задолго до того, как встретил Шьямасундару, Гуру-дасу и Мукунду. Мне просто нравилось слушать мантру Харе Кришна, и я был счастлив от того, что у меня есть эта пластинка. И про Прабхупаду я тоже знал, потому что внимательно прочел все, что было написано на конверте. Я бывал в Индии, и по тому, как преданные были одеты, по их бритым головам мог сказать, откуда они пришли. Я видел их на улицах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Я прочитал множество книг и все время пытался найти йогов, так что я смотрел на преданных не так, как другие. Нет, я все понимал, я знал, что это очень нелегко, они гораздо аскетичнее, чем другие группы — они совсем не пьют кофе и чая, не едят шоколада.