Гастроли Лондонского Королевского филармонического оркестра, который привез в Москву и Санкт-Петербург инструментальные симфонические версии песен The Beatles, были поданы под соусом «к нам едет Beatles». Битломанией была пропитана вся шумиха, сопутствовавшая визиту британского оркестра. Рекламные проспекты, анонсы в СМИ разъясняли современным меломанам, что такое Beatles для культуры XX века (особо сомневающимся пресс-релиз указывал, что «ливерпульская четверка», помимо прочего, еще и самые богатые музыканты на свете и самая прибыльная группа даже среди живущих). На пресс-конференции, проходившей -- в связи с концепцией -- в клубе «Желтая подводная лодка», разные наши знаменитости клялись в любви к «Битлам» и предавались воспоминаниям о прошлом. Ну, в общем, «Битлз» -- это хорошо, но что же оркестр?
Оркестр не хочется ни критиковать, ни хвалить. Заведомо окажешься в дурацком положении, так как программа «Классика «Битлз» отвечает двум запросам современной массовой культуры. Задача первая -- сакрализация старого, классического рока, который являлся и является самой популярной музыкой всех времен и народов и при этом самым высоким достижением масскульта (и в плане выразительности форм, и в плане воздействия на общество). Задача вторая -- популяризация, адаптация классической музыки. Так что в плане «вообще культуры» процесс закономерный, остается выяснить, насколько он естествен с точки зрения вкуса. Позволю себе одно замечание: людям, ратующим за «облагораживание» рока европейской академической музыкой, как правило, не доступны ни драйв рока, ни глубинная красота классики. Для них какой-нибудь Deep Purple -- «громко-бешено-раздражает», но и Стравинский -- «скучно-страшно-непонятно». Вот для таких незадачливых меломанов («музыка должна дарить радость, под нее человек отдыхает» -- расхожие кощунственные фразы) и играет свою программу «Классика «Битлз» Лондонский Королевский симфонический оркестр под управлением неутомимого Дэвида Арнольда. Хочется сказать про этого человека доброе слово: он был автором первого (и едва ли не лучшего) сольного хита Бьорк Play Dead -- именно эта песня, а не более поздняя Human Behavior, прославила исландскую певицу. Недавно Арнольд поработал с Ниной Перссон из шведской группы The Cardigans... Что говорить -- знает человек и поп-музыку, и классику. И оркестр под его управлением разрабатывает плодоносную жилу игры в «классики». Говоря о прошедшем концерте, надо сразу заметить, что принимали оркестр очень хорошо. Восторженно хлопали. Где полагается, кричали «браво».
Песни Леннона, Маккартни и Харрисона битловского и постбитловского периода настолько универсально мелодичны, что хорошо звучать будут в исполнении хоть джазменов, хоть ансамбля балалаечников, хоть чукчей с варганами. Дело за малым -- написать достойную аранжировку. На деле «малое» оказывается неподъемно большим: четкий роковый рифф размывается оркестром, ударных не хватает, драйв пропадает... Подход к оркестровке «Битлов» у Дэвида Арнольда рискованно изобретателен. Фокус в том, чтобы универсальным мелодиям Beatles «найти местечко» в мировой симфонической музыке. Таким образом, Beatles являлся залу то в обложке из Листа, то -- Иоганна Штрауса (I Wanna Hold Your Hand), а Maxwell Silver Hammer «пристроили» в «Голубую рапсодию» Гершвина.
В некоторых местах трудиться не пришлось -- середина Live And Let Die (сольный Маккартни) и была написана им «под Стравинского». Арнольд добавил несколько штрихов -- и получилась вообще «Весна священная». Гораздо чаще аранжировщик явно боролся с «сопротивлением материала»: гитарный рифф приходилось расщеплять и раздавать духовым (Got To Get You Into My Life). Иногда оркестр шел на поводу у препарируемого материала: When I'm 64 обрела, как и было задумано авторами, звучание диксиленда, а в рок-н-ролльную Lady Madonna было вписано пианино а-ля «хонки-тонк». Некоторые аранжировки, напротив, выглядели надуманно. Так, из Imagine убрали фортепиано (хотя в неловком ленноновском переборе аккордов до мажор и фа мажор и заключается очарование мелодии), а очевидно оркестровая Eleonor Rigby в платье прокофьевской «Золушки» оказалась размытой и потеряла весь свой драматизм.
Весь этот ребус из серии «угадай мелодию», конечно, очень занимателен, но по-настоящему сильные моменты программы возникли как раз тогда, когда аранжировщик действовал по принципу «будь проще». Так, A Day In The Life явил пример удачной простоты в дуэте фортепиано и виолончели. Иногда оркестр пользовался совсем уж откровенным приемом, сыграв ленноновскую Free As A Bird с электрогитарой, «занавешенной» медными духовыми.
Повторюсь: красивый роман таких совершенно разных «музык», как европейская классика и рок, непутевый сын черного блюза -- мечта многих. У кого-то с 60-х еще остался комплекс по отношению к року как к «не вполне музыке», кто-то смущается явно масскультовским, стадионным статусом рока (хотя чего смущаться -- живем-то в массовом обществе). Рок-музыканты, являющиеся импровизаторами по определению, пытаются внести в свою игру штришки академизма, как это делали Deep Purple, Yes (у москвичей, кстати, есть шанс увидеть их со светлановским оркестром этой осенью) и многие другие.
Но что ни пиши про прошедший концерт, все чувства слушателей -- а не снобистски настроенных критиков -- сводятся к двум: «это не Beatles, потому что без слов и Леннон умер» и «это здорово, потому что это Beatles». Вот так Дэвид Арнольд поиграл с ливерпульцами.
Дополнительные ссылки:
Beatles.ru: Как выяснилось, имя Джорджа Мартина использовалось только для раскрутки концертов ЛКФО (16/08/2001)
Beatles.ru: В Москву Джордж Мартин не приехал, остается Питер! (15/08/2001)
Beatles.ru: Приехал ли Джордж Мартин в Россию? (14/08/2001)
Beatles.ru: Гастроли-2001: Лондонский Королевский Филармонический Оркестр (13/08/2001)
Beatles.ru: Лондонский Королевский оркестр исполнит в Москве классику Beatles (10/08/2001)
Beatles.ru: Beatles много лет спустя в Петербурге (12/07/2001)
Beatles.ru: Джордж Мартин приедет в Москву (10/07/2001)
Beatles.ru: Джордж Мартин в Питере - новая информация (05/07/2001)
Beatles.ru: Приезд Джорджа Мартина в Россию - официальный пресс релиз (21/06/2001)
Beatles.ru: Джордж Мартин в августе приезжает в Россию (07/06/2001)
К началу |