|
|
Зимний дворец
Зимний дворец - главное здание Государственного Эрмитажа - крупнейшего музея нашей страны, одного из величайших музеев мира, гигантского собрания произведений искусства и памятников культуры народов мира с древнейших времен до середины XX века.
В музее хранится около 2 миллионов 700 тысяч подлинных вещей, из них почти 65 тысяч представлено в экспозиции. В Эрмитаже шесть отделов: первобытной культуры, культуры и искусства античного мира, культуры и искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики.
Франческо Бартоломео Растрелли - обер-архитектор двора составил “Общее описание” всего, что он построил “начиная с года 1716 до 1764 года”. Из 75 упомянутых архитектором сооружений 13 построены в Москве, Киеве (Андреевская церковь), Рундале и Митаве (ныне Елгава) в Латвии — дворцы Бирона. Остальное построено Растрелли в Петербурге и его окрестностях.
За полвека, что архитектор Растрелли проработал в Петербурге, он создал такие замечательные сооружения, как Большой Петергофский дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе, Смольный монастырь, дома графов Воронцова и Строганова, и наконец - Зимний дворец.
Об одном из созданных им дворцов Растрелли писал, что “тот каменный дворец строится для одной славы всероссийской”. Архитектор имел в виду самое значительное из всего им созданного - Зимний дворец в Петербурге. Вся система украшений дворца подчеркивала необыкновенную в те времена высоту здания - оно господствовало над городом. Охватить взглядом дворец с набережной невозможно, только с корабля, лодки или со Стрелки Васильевского острова можно увидеть его фасад - монументальный, легкий и торжественный. О величине сооружения свидетельствуют 1050 помещений дворца, 1945 окон.
Фантастическое великолепие гигантского здания Зимнего дворца каждый раз открывается по-новому. Щедрость фантазии, логику в построении большого объема и отдельных элементов здания, цвет, игру светотени, декоративную скульптуру - все средства использовал зодчий для создания роскошного дворца, призванного стать символом Елизаветинской эпохи. Подлинный художник, сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли, автор дворца верно понял эффект от отражения здания в водах Невы, задал масштаб для последующей застройки набережных и прилегающих улиц, для сооружений, завершивших формирование Дворцовой площади. Русское барокко в период его расцвета отличается от западноевропейского, в нем ярче выражен светский, более земной характер русской культуры XVIII века, истоки которой уходят в культуру Древней Руси.
Здание Зимнего дворца любого, даже не искушенного в стилях человека покоряет своей богатой пластикой. Виртуозно применяя в различных сочетаниях колонны, полуколонны, пилястры, наличники, антаблементы, декоративные фронтоны, Растрелли добивался впечатления необычайной красочности, декоративной насыщенности и жизненной силы.
Центр фасада акцентирован торжественными трехпролетными въездными воротами, боковые ризалиты (выступающие части здания) украшены парадными подъездами с пандусами.
Невский фасад строже, в нем нет активных пластических акцентов, и главное средство в создании художественного образа - два яруса колонн, завершенных вазами и статуями.
Во дворце более 1000 залов и других помещений, представляющих огромную художественную и историческую ценность. Из растреллиевских интерьеров необходимо отметить Иорданскую лестницу и анфиладу залов первого этажа, которая носит имя своего создателя, - Растреллиевскую галерею.
В разные годы над оформлением интерьеров дворца работали многие прославленные архитекторы: Джакомо Кваренги, Огюст Монферран, Карл Иванович Росси, Александр Павлович Брюллов и другие.
|