|
|
Санкт-Петербург: 3000-й концерт Пола Маккартни
Концерт
Программа концерта на Дворцовой Площади, состоявшегося 20 июня 2004г., была обновлена по сравнению с прошлогодним московским концертом (24 мая 2003) почти наполовину – 15 песен из 35-ти. В программу тура “04 Summer”, как и в программу “Back In The World”, вошли песни The Beatles, Wings, а также сольные песни Пола Маккартни (Paul McCartney).
И вот день настал, предвкушающая событие аудитория собралась на Дворцовой площади. Дождь лил так, что казалось ему не будет конца. Начало концерта задерживалось. И когда Пол все же вышел на сцену, мы уже совершенно не замечали, что промокли до нитки.
Очень неожиданным стало исполнение ранней песни In Spite Оf All Тhe Danger, написанной когда-то Маккартни и Харрисоном, и не вошедшей ни в один из официальных альбомов “Битлз”*.
* Официально песня была издана лишь в 1994 году в первой части “Антологии” Битлз.
Как и в прошлом году, Маккартни исполнил песню Here Today, написанную им в 1984-м и посвященную Джону Леннону. С особым интересом мы ожидали песни, посвященной памяти Джорджа Харрисона. Учитывая насколько различны музыкальное мышление и манера исполнения Маккартни и Харрисона, удивительно, что памяти Джорджа Харрисона Пол исполняет песни из репертуара друга. В прошлом году Маккартни спел песню позднего периода “Битлз” Something, на этот раз – сольную песню Джорджа All Things Must Pass. Пол исполнил песню с любовью. А типично харрисоновские извилистые мелодические фразы оказывались по-маккартниевски закругленными.
Особым подарком была битловская песня I’ll Follow The Sun - маленькая, солнечная, ускользающая – ее всегда чуть-чуть недостает, приходится ставить запись снова и снова – Маккартни всегда умел оставлять слушателя “немножко голодным”. Но кажется, на этот раз песни не доставало и самому Полу, и он на протяжении концерта несколько раз возвращался к ней, как бы озорничая, пропевал последнюю фразу: “But tomorrow may rain so I’ll follow the sun”. Постепенно и тучи рассеялись, и засветило солнце.
Как и в программе прошлогоднего тура, в “04 Summer” несколько песен Маккартни исполнял один, без группы. Когда группа на время покинула сцену, Пол, заглядывая в шпаргалку, произнес: “Наконьец-то мы остались одни”.
Впервые, за почти 40 лет, в концертном исполнении прозвучала песня Penny Lane, написанная в 1967-ом, спустя год после того как “Битлз” прекратили концертные выступления. Песня написана Маккартни и посвящена родному городу Джона, Пола, Джорджа и Ринго – Ливерпулю, одна из улиц которого носит название Penny Lane.
Несмотря на то, что с начала концерта прошло два часа, аудитория не хотела отпускать Маккартни. Он уговаривал нас, что и нам и ему тоже пора идти домой. Но все же исполнил на бис пять песен, в том числе и ставшие “народными” Yesterday и Let It Be. В заключительной части концерта прозвучала также написанная Маккартни в битловский период, в 1968-ом, песня Helter Skelter, которая по праву считается одной из первых в истории хард-рок (hard-rock) композиций...
Расходились под ненавязчиво звучащую запись Singalong Junk, было немного грустно и в то же время светло на душе. Через Неву раскинулась большая радуга. В Петербурге пора белых ночей.
До и после
Статистика знает все. Она также подсчитала, что санкт-петербургский концерт Маккартни был в его карьере трехтысячным! Поистине исключительное соотношение количества и качества.
Афиши предстоящего концерта, на которых Маккартни прямо указывал перстом на смотрящего, русский народ, помнящий свое недавнее прошлое, не долго думая, окрестил: “А ты записался добровольцем?”
Так же, как и год назад в Москву, в Петербург съезжались из разных городов России и стран СНГ. Из Москвы в Петербург пустили несколько дополнительных экспрессов. По разным подсчетам на Дворцовой Площади 20 июня собралось от 50-ти до 70-ти тысяч человек.
В первый приезд в Россию Полу преподнесли бас-балалайку для левши. Подарок, врученный на этот раз, оказался не менее диковинным. Это была так называемая пластинка “на костях”, естественно с записями “Битлз”. Именно с таких записей, нанесенных на рентгеновские снимки, советская молодежь в 60-ых знакомилась с музыкой “Битлз”. Помимо того, Маккартни вручили почетную медаль и диплом кинофестиваля с формулировкой: “Сэру Полу за исполнение роли Пола Маккартни в фильме “Пол Маккартни. 73 часа в России”.
Жители двух российских столиц затеяли спор, в том числе и на страницах газет: какой концерт был лучше, московский или питерский?
Воспользуясь привелегией беспристрастного к российским столицам слушателя, замечу, что хороши были оба... нет, хорош сам музыкант и география тут ни при чем.
В мае 2005 года по Первому российскому каналу показали фильм – концерт на Дворцовой. Потрясающие съемки на фоне Эрмитажа, также съемки с вертолета, а главное – в фильме-концерте нет комментариев, которые обычно приходится “перекручивать” в поисках следующего исполнения. Жаль, однако, что телеканал поспешил дать кормилицу-рекламу сразу после заключительного аккорда песни Let Me Roll It, тем самым грубо срезав, возможно, самый интересный фрагмент-экспромт этого выступления – Пол совершенно неожидано продолжил Let Me Roll It вступлением (риффом) известной песни Джимми Хендрикса Foxy Lady - реакция аудитории была мгновенной.
P.S. Накануне я заметила - из зала импрессионистов в Эрмитаже видна сцена на Дворцовой. При удачном проведении “операции” возможно будет услышать и увидеть репетицию, точнее проверку звука (т.н. “sound-check”) Маккартни. Забегая вперед, скажу, что “операция” состоялась, несмотря на бдительность неумолимых российских служб безопасности. Еще днем я обходными путями пробиралась к черному входу Эрмитажа через оцепленный из-за концерта центр Петербурга. По пути открылась следующая картина: на мостике над каналом Грибоедова сидит мужчина из первого поколения битломанов и играет песни “Битлз”. Он талантливо, со знанием и бережно исполняет на двенадцатиструнной гитаре одновременно вокальную и инструментальные партии. К своему же удивлению, я, осознавая, что опаздываю на репетицию одного из авторов этих песен, тем не менее, замедляю шаг, потом останавливаюсь на мосту и слушаю неизвестного музыканта: вот она – магическая сила музыки “Битлз”.
Ева Кочикян (BrainPAULished) Журнал «Музыкальная Армения» #1 (16) 2005
|