Beatles.ru
Войти на сайт 
Новости Книги Мр.Поустман Барахолка Оффлайн Ссылки Спецпроекты
Главная / Спецпроекты / Пол Маккартни в Санкт-Петербурге / Дворцовая площадь / Адмиралтейство

Главная
Концерт
Билеты
Подарок Полу
Съезд битломанов
Afterparty
Футболки
Конкурс
Опрос
Дворцовая площадь
Тур 04 Summer
Новости
Периодика
  
   Площадь
Зимний
Колонна
Главный штаб
Штаб гвардии
Адмиралтейство
Веб-камера
Панорама
   

Адмиралтейство

АдмиралтействоЕсли Невский проспект - поэма Петербурга, то архитектурный символ невской столицы, ее сердцевина - Адмиралтейство, подобно тому как собор Парижской Богоматери - символ Парижа, а храм Святого Петра - Рима.

Адмиралтейство - не просто архитектурный шедевр, это одна из трех главных доминант города (наряду с Петропавловским и Исаакиевским соборами), главное звено в системе городских ансамблей. Адмиралтейство завершает перспективы трех главных улиц в историческом центре Петербурга (Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица), определяя знаменитую трехлучевую планировку (“трезубец”), сложившуюся еще в петровское время.

Без Адмиралтейства невозможно представить себе панораму невских набережных (жаль, конечно, что во второй половине XIX века величественный фасад был закрыт громадами тяжеловесных зданий, чуждых характеру и масштабу этого шедевра архитектуры).

Адмиралтейский шпиль - один из главнейших в городе, он знаком даже тем, кто ни разу не был на берегах Невы, а кораблик-флюгер, укрепленный на шпиле - один из символов Петербурга.

Адмиралтейство - важное звено Дворцовой площади, своим масштабом и образным строем гармонично связанное со зданиями Главного штаба и Зимнего дворца. После перестройки Захаровым решительно усилилась его роль в ансамбле Сенатской площади. После него стала необходимой полная перестройка зданий Сената и Синода по проекту Карла Ивановича Росси.

По-прежнему Адмиралтейство определяет облик Невского проспекта в его начале, других улиц в центре города. Оно входит и в ансамбль Исаакиевской площади и как вертикальная доминанта “звучит” в многоголосом, но стройном хоре зданий, видных с далекого пляжа Петропавловской крепости.

Немногие знают, что Адмиралтейство - выдающийся памятник промышленной архитектуры. Его начало - судостроительная верфь, которую начали строить в 1706 году по указу Петра I и даже при его постоянном авторском (говоря сегодняшним языком) надзоре. В ту пору была возведена башня со шпилем, причем автором шпиля был голландский мастер Г. ван Болес. Тогда же появились одноэтажные мастерские, а во дворе - эллинги и другие строения. Все здания первого Адмиралтейства были деревянными и уже в 1717 году обветшали. Было решено заменить их каменными. Работами руководили С. ван Звитен, Г. Киавери, Доменико и Джузеппе Трезини и другие архитекторы-строители петровского времени.

Наконец, в 1728 году строительный процесс возглавил один из “птенцов гнезда Петрова”, крупный зодчий Иван Кузьмич Коробов - один из виднейших представителей петровского барокко. За десятилетие упорной, напряженной работы, строя одновременно и другие сооружения, Коробов заново создал весь огромный производственный комплекс, завершив его центральной башней.

Коробовское здание было выдающимся произведением своего времени, но такова уж судьба многих вполне достойных зданий: новая эпоха требовала новой архитектуры. В начале XIX века Адмиралтейство первой трети XVIII века уже казалось скучноватым, слишком утилитарным, не соответствующим духу растущей северной столицы. Перестройка его диктовалась требованиями нового века.

На фасаде Адмиралтейства еще в прошлом веке была установлена мемориальная доска, отмечающая авторство Андреяна Дмитриевича Захарова. Имени Коробова на ней нет, и это несправедливо - ведь Захаров не строил совершенно новое здание, а перестраивал коробовское, иногда даже сохраняя старые оконные проемы. И все-таки мы справедливо называем Захарова творцом Адмиралтейства, ведь именно он создал его художественный образ, который, и в этом можно не сомневаться, никогда не потускнеет. Заслуга великого зодчего особенно велика и потому, что он проявил уважение к трудам предшественников, сохранив основу здания. Это, пожалуй, труднее, чем строить, не будучи ничем связанным, на свободном участке.

По размаху композиционного замысла, спокойной и уверенной силе, которой “дышат” стены захаровского творения, не так уж многое можно с ним сравнить. Захаров выразил не столько дух империи, сколько духовную мощь и нравственную силу своего народа.

Сын офицера-разночинца, выпускник Академии художеств, прошедший затем школу в Париже и заслуживший там высочайшую оценку как зодчий и человек, Захаров всю жизнь без остатка посвятил служению архитектуре. Он выполнил бесчисленное количество всевозможных проектов и построек в Петербурге, его пригородах и провинции. Далеко не все дошло до наших дней - время оказалось беспощадным к его творениям. Понять, почувствовать величие Адмиралтейства можно в полной мере, лишь узнав биографию зодчего и хотя бы в общих чертах его творчество. Ферма, птичник, кирха. Львиный мост и другие работы в Гатчине, где он занимал должность главного архитектора; “образцовые” (типовые) проекты военных училищ, жилых домов, административных, культовых и служебных зданий, провиантских складов и других построек во многих городах России и Украины - все это созданно великим тружеником Захаровым. Все его работы немало содействовали распространению классицизма в русском зодчестве.

Захаров был, прежде всего, зодчим-градостроителем, и, проектируя перестройку Адмиралтейства, он решал градостроительную задачу. По его замыслу Адмиралтейство должно было стать произведением большого общественного звучания.

Главная страница Сделать стартовой Контакты Пожертвования В начало
Copyright © 1999-2024 Beatles.ru.
При любом использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Условия использования      Политика конфиденциальности


Яндекс.Метрика