|
|
Чужие здесь не ходят
Первая леди российского гастрольного бизнеса разъясняет нюансы своего ремесла
"Абсолютно точно знаю, что в профессиональной среде на Западе моя фамилия является самой известной из фамилий российских промоутеров", "Уверена, в 99 случаях из 100 право первого выбора есть у меня. Не назову ни одного иностранного артиста из побывавших в России, гастроли которого в первую очередь не предлагали бы организовать мне. Ну, разве что парочку крупных имен, в качестве исключения, можно найти..." Представить председателя правления компании SAV Entertainment Надежду Соловьеву проще всего, цитируя ее же высказывания. Самое любопытное, что ни один из ее коллег по цеху и не ухмыльнется скептически. Лидерство Соловьевой в сфере гастрольного бизнеса в России, которым она занимается уже два десятилетия, никто не оспаривает. "Эта часть рынка на 80 проц. принадлежит нашей компании", - утверждает Надежда Юрьевна, и опять-таки никакой рекламной бравады здесь нет. Соловьева привезла и продолжает привозить в нашу страну десятки мировых рок-, поп- и даже оперных звезд. Через несколько дней она проводит из российской глубинки немецкий "Скорпионс", затем встретит знаменитого джазового гитариста Джорджа Бенсона, потом легендарного вокалиста Роберта Планта и т.д. Настоящий конвейер...
- Надежда Юрьевна, похоже, в сфере, где вы работаете, все давно поделено и "чужаку" сюда не прорваться?
- О "дележке" в нашем деле сложно говорить. Данный бизнес базируется прежде всего на человеческих отношениях, личных связях и лишь отчасти на финансовых возможностях. Западному агенту безразлично, откуда берутся деньги на оплату концерта его артиста, но человек, с которым он подписывает договор, отвечает за все.
Теоретически нельзя утверждать, что новых людей в нашей сфере появиться не может. Бизнес этот достаточно молодой, а персонажи с какими-то сумасшедшими деньгами, которым кажется, что устройство гастролей - легкий способ умножения капитала, периодически возникают и вмешиваются в процесс. Другой вопрос, что надолго они не задерживаются. Хотя нигде в мире не существует практики эксклюзивных контрактов промоутеров с агентами, все-таки последние в основном предпочитают работать с проверенными людьми.
- А если находятся агенты, все же готовые сотрудничать с новым клиентом, вы, то есть опытные промоутеры, стараетесь устранить "выскочку" своими силами, как произошло почти 10 лет назад в ситуации с компанией "Десса", захотевшей впервые показать россиянам Майкла Джексона?
- Могу рассказать ту историю. Мы все (я, Борис Зосимов, Стас Намин и другие) в ней участвовали. Каждый из нас хотел тогда привезти Джексона в Москву. Мы конкурировали и предлагали его агентам свои условия. В какой-то момент возникла никогда не занимавшаяся шоу-бизнесом "Десса" и тоже включилась в борьбу. И тут, кажется, у Бори Зосимова появилась идея - объединиться против нее, попросту говоря, проучить людей со стороны. Мы же, помимо конкуренции, были еще и друзьями, которые знали друг друга много лет. И каждая из наших структур поочередно стала предлагать менеджменту американской звезды все более высокий гонорар, а когда он достиг абсолютно неподъемной суммы, мы синхронно отказались от дальнейших переговоров. В результате "Десса" согласилась заплатить Джексону искусственно завышенную сумму и "попала". Нормальный способ борьбы с "пришельцами". Сейчас фирм, подобных "Дессе", уже нет.
- А если вдруг появятся, вы вновь примените аналогичный прием?
- Конечно. Но сегодня, по-моему, нет артистов, из-за которых начнется такая тяжба. Тогда казалось, что Джексон - дико успешное предприятие. Но Бог буквально отвел от нас угрозу. Мало того, что "Десса" заплатила сумасшедшие деньги, так еще, если помните, над Москвой в день концерта зарядил проливной дождь, и вообще выяснилось, что Джексон не такой уж популярный в России артист.
Любопытно, что мы затронули эту тему сейчас. Как раз неделю назад на меня выходили новые агенты Майкла и интересовались, не хочу ли я включить Москву в маршрут нового тура Джексона, который планируется в мае - июне следующего года. Честно говоря, нахожусь пока в некотором недоумении. Совершенно не представляю, каков сейчас сегмент рынка этого артиста. Ответа пока не дала.
- Каковы критерии, по которым вы определяете, стоит ли везти артиста в Россию или нет?
- Они очень субъективные. Пытаемся, конечно, проводить какие-то опросы, работаем с радиостанциями, дабы определить степень популярности исполнителей. Интересуемся у записывающих компаний объемами продаж легальной продукции, хотя прекрасно знаем, что 97 проц. (а не 80, как заявлял на недавнем заседании правительства Касьянов) продаж принадлежит "пиратам". Стараемся уловить какие-то тенденции в зрительском интересе, но основной советчик, конечно, собственная интуиция.
- А она наверняка подсказывала, что пора бы уж организовать гастроли Уитни Хьюстон, Мадонны, Адриано Челентано...
- Челентано не летает самолетами. Те два раза, что он был в СССР, его привозили буквально на аркане. К тому же он не считает профессию певца для себя основной и сосредоточен преимущественно на кино и других проектах. Чтобы поехать куда-то, он должен очень этого захотеть. Но добираться поездом до России ему придется с двумя пересадками. Такое практически исключено.
С Хьюстон нас преследует просто злой рок. Мы трижды заключали с ней соглашение. В первый раз отменили, благо еще не начали продавать билеты, во второй отменили концерт, когда реализовали примерно 10 проц., а в последний раз собрали уже 95 проц. выручки, и тут прогремели взрывы домов в Москве, и все опять сорвалось. Первые два визита не состоялись по причине проблем с наркотиками у Уитни. Но на будущий год, надеюсь, нам уже ничего не помешает организовать ее выступление.
Мадонна с 93-го года не выезжала в туры. В прошлом году она сказала своим агентам, что готова дать несколько концертов в Европе, и спела в Лондоне, Париже, Барселоне, Берлине. Кроме нас, как вы догадываетесь, к ней большая очередь. В 93-м мы еще не имели возможностей ее пригласить, а в прошлом году предложение сделали, но согласия не получили. И дело упиралось вовсе не в нехватку средств, как некоторые думают.
Мадонна, к слову, на нынешний день, пожалуй, единственная артистка, способная, например, собрать "Лужники" при удовлетворяющей нас стоимости билетов. Ее концерт может стать коммерчески выгодным мероприятием.
- А Пол Маккартни?
- Убеждена, что он не соберет "Лужники" при той цене на билеты, которую нужно устанавливать. Если печатать от 79 до 85 тысяч билетов, их средняя стоимость должна составлять 30 - 35 долларов. В Англии, например, стоячие (без мест) проходки на выступление, скажем, "Роллинг Стоунз" стоят 30 фунтов. И четыре дня стадион битком. У нас массовая аудитория не готова столько платить. Значит, мы сработаем себе в убыток.
Но концерт Маккартни в следующем сезоне, думаю, мы все же организуем.
- Зачем?
- Во-первых, это знаковая фигура. Во-вторых, концерт будет абсолютно спонсорским. Маккартни хочет в 2003-м выступить в Москве и Пекине, но при условии, что это будут необычные представления, на больших пространствах. Впервые приехать в Россию и спеть в Кремле ему неинтересно. Мы обсуждаем с ним его визит уже года три. Возможно, договоримся, чтобы он дал один бесплатный концерт и один - для VIP-публики, способной выложить за билет солидную сумму.
- Как за выступление Элтона Джона в Екатерининском дворце под Санкт-Петербургом? Представляю, какой гонорар тогда заплатили британцу...
- Очень небольшой. Концерт был благотворительным и одновременно снимался для Интернета. Поэтому выручка от него пошла на питерские памятники, а сэр Джон основные деньги получил от компании Microsoft.
- По какой схеме чаще действуют наши концертные агентства: сначала подыскивается щедрый спонсор под приглашение той или иной звезды или прежде ведутся переговоры с представителями артиста и уже затем вы ищете тех, кто застраховал бы компанию от чрезмерного финансового риска?
- SAV практически всегда в первую очередь ведет переговоры с исполнителями. Мы отнюдь не постоянно делаем концерты со спонсорской поддержкой. Наша компания достаточно обеспечена, чтобы самостоятельно осуществлять многие проекты. Кстати, и артистов-то, которых априори без спонсоров "не потянуть", очень мало. Вообще, хочу заметить, что вся эта красивая, "глэмовая" история про приглашения артистов, их приезд, общение с ними, встречи в аэропортах, выбор для них лучших отелей - это история про калькулятор. Лишь дилетантам кажется, что все сорят деньгами, а суммы гонораров придумываются на авось: мол, давайте, заплатим певцу Тютькину сто тысяч долларов, а певцу Пупкину - двести. На самом деле менеджмент любого артиста прекрасно знает, сколько и где можно просить и ожидать. Нам поступает предложение, мы его рассматриваем. То есть садимся и считаем: исполнитель приезжает тогда-то, на столько-то, он может собрать такой-то зал, где столько-то мест. Значит, билеты должны иметь вот такую-то цену. Устраивает нас это или нет? Все измеряется относительно предполагаемых кассовых сборов.
- Можете назвать самого дорогостоящего исполнителя из тех, кого вам довелось приглашать в Россию?
- Стала бы Уитни Хьюстон, если бы приехала. Хотя, извините, лукавлю. Самой дорогой была Тина Тернер.
- А самый неожиданный райдер (список технических и бытовых требований артиста. - Прим. М.М.), с которым приходилось сталкиваться?
- Здесь я, видимо, должна что-то придумать для газеты. Это еще одна распространенная иллюзия, будто мировые звезды безгранично капризны и чего только для себя не требуют. Все гораздо прозаичнее, и большинство райдеров похожи друг на друга. Их и составляют-то одни и те же люди. Из любопытного могу вспомнить, пожалуй, просьбу о предоставлении французского вина определенной марки и года для Шарля Азнавура. Когда мы выяснили, что такое вино не только найти сложно, но оно еще и стоит не менее двух тысяч долларов за бутылку, то решили условие не выполнять. Купили пять бутылок обычного "Бордо" по восемь долларов. А потом оказалось, что Азнавур вообще не пьет и это требование вносит в райдер его агент, поскольку к знаменитому шансонье любят заглядывать за кулисы высокие гости. После концерта в Кремле к нему зашел президент фирмы "Картье". Ну, и налили ему этого "Бордо". Я как раз оказалась рядом. Он увидел на моей руке часы своей фирмы и спросил: "Надя, наверное, купили подделку на Бродвее долларов за 15?" Я возмутилась: "Ничего подобного. Это настоящие "Картье" из дорогого бутика". "Отлично! - сказал он. - А почему же вы нас угощаете дешевым вином?.."
|