|
|
Как это было: концерт Пола Маккартни на Красной площади
24 мая 2003 года состоялся первый концерт Пола Маккартни в России. И не где-нибудь, а на Красной площади. Первые билеты были распроданы за минуты, шоу длилось почти три часа – за это время Маккартни успел исполнить почти 40 (sic!) песен, а толпа (сэр Пол собрал 50 тысяч человек) смогла от души прорыдаться. Мы нашли людей, которые были на том самом концерте, и попросили вспомнить как это было. Геннадий Авраменко фотограф В нашей безумной битломанско-хипповской молодости конца 1980-х самым смешным розыгрышем на 1 апреля считался утренний звонок другу «Беги в кассы, Маккартни приезжает, билеты выкинули!». Поэтому, когда в начале 2003 года забродили слухи о настоящем концерте, сработала прививка из детства и особого значения событию я не придал. Хотя в Москве к тому времени уже побывал Ринго Старр: его концерт я благополучно пропустил, ведь по-настоящему оживить The Beatles мог только Маккартни. Благодаря работе фотографа в «МК» я стал обладателем бесценной аккредитации на фотоколл и концерт. Впоследствии выяснилось, что как папарацци визит Маккартни я полностью провалил: сэр Пол с утра катался на велосипеде по окрестностям практически без охраны, а днем бродил по Кремлю в сопровождении Путина. Пресс-конференция и фотоколл были на Красной площади. Для группы там построили специальный деревянный помост, а нас, фотографов, расположили на приличном расстоянии и окружили охраной, дабы пресечь несанкционированные выпады за автографами. Пол был душкой, шутил, махал рукой и постоянно крутил головой. Казалось, он волновался больше меня (хотя я сам был почти в обмороке) и не мог поверить, что стоит в центре Красной площади. Не отрывая глаза от видоискателя, я крикнул ему что-то типа «Hi, welcome back in the USSR!», на что он мгновенно отшутился, но, как именно, я уже и не помню. Чтобы попасть на Красную площадь, перед концертом нам пришлось пройти тщательный досмотр с откручиванием объективов, что свидетельствовало только об одном: на шоу появятся первые лица страны. В итоге нас завели на помост метрах в 50 от сцены, и стало понятно, что ни о каких крупных портретах не может быть и речи. Когда на сцене наконец появился Маккартни в пиджаке под стать Красной площади, толпа взревела. Заиграла Hello, Goodbye, а я только успевал менять пленки в двух камерах. Разрешенные для съемки первые две песни закончились практически мгновенно, и нас активно повели на выход. Мне на выход было совершенно не нужно, так как я собирался остаться до конца, только, как именно, еще не придумал. Помогла спонтанная выходка коллеги-фотографа Виталика Федорова. Не совладав с собой, он прямо на ходу попытался сделать несколько кадров сцены, на него тут же налетела охрана, а Виталик истошно потребовал убрать от него руки. Все ближайшие хранители порядка бросились уносить на руках непокорного фотографа, а я, воспользовавшись суматохой, бочком просочился ближе к сцене и неожиданно оказался в каком-то почти VIP-секторе. Там я совершенно счастливо прорыдал весь концерт. Как для битломана, для меня не было ничего ценней осознания того, что я стою в самом сердце страны, а напротив меня Маккартни поет мне Hey Jude. Вокруг пританцовывали, вытирая слезы, совершенно разные люди, которые так же, как и я, не могли поверить в то, что это происходит с ними. Годом позже Пол выступал еще в Санкт-Петербурге, потом был «Олимпийский» в 2011-м, но этот, мой первый концерт, останется в памяти навсегда. Фото: Геннадий Авраменко --- Алексей Золотовицкий актер, режиссер Мне в 2003 году было 15 лет. И я считал себя настоящим битломаном: читал про них книжки, знал все песни, обклеил их фотографиями школьный дневник. Больше всего запомнилось, что в тот день на концерте было очень много взрослых людей и все они плакали. Это чувство эйфории передалось тогда и мне. Билеты на концерт очень быстро раскупили, и после шоу появилось много легенд, как и какими странными путями прорывались на концерт. Рассказывали даже, что одна студентка театрального притворилась, что ей плохо, и ее почему-то пронесли через всех сразу в сидячий партер. --- Ольга Филиппова продюсер Билетов как таковых у меня не было: моя мама тогда работала в известной газете и организовала нам с ней проходки. Не могу сказать, что я была сильно в теме творчества The Beatles на тот момент. Хорошо знала лишь песню Yesterday. На Красной площади я вообще на концертах раньше не была, но место само по себе придает происходящему пафос. Народу была просто тьма, и многие нервно толкались. Но, как только со сцены объявили: «Сэр Пол Маккартни» (сэр, понимаете?), все как-то приструнились, что ли. Я плохо помню первые песни, но, как только он исполнил Back in the USSR, началась настоящая эйфория. Такое ощущение всеобщего драйва! А самое пронзительное ощущение дала песня Hey Jude. Я не фанат, но даже у меня мурашки побежали. Мне понравилось, что Маккартни все время говорил с публикой между песнями. Как сейчас помню, мама мне все время зудела в уши: «Живая легенда! Живая легенда!» Но я уже и сама это понимала. Просто видела, что творится с людьми вокруг. Думаю, скажи он нам тогда: «Разденьтесь и целуйте друг друга» – мы бы так и сделали. Фото: ТАСС/Антон Денисов --- Елена Карпенко редактор Это был лучший концерт в моей жизни, хотя я, признаюсь честно, бывала на многих. И на Бьорк, и на Уитни Хьюстон, на Depeche Mode, Трики, Джордже Майкле, Massive Attack и других артистах. Но Пол Маккартни на Красной площади – это было что-то особенное. Не просто концерт, а настоящий всенародный праздник. Целый день мы следили за новостями, как он встречался с президентом, как он ходил на экскурсию в Кремль вместе со своей бывшей женой Хизер Миллс. Потом у него была маленькая фотосессия на фоне стен Кремля. Он и ребята из его группы встали на постамент и позировали. Помню фанатов, которые собрались в районе Васильевского спуска. Они его ждали, пели песни The Beatles, на многих были майки с надписями «Я люблю Пола Маккартни» и всякими такими. А потом подъехал лимузин и так прополз мимо толпы медленно. Вдруг немного опустилось окно машины, оттуда высунулась рука, и какая-то девушка не растерялась и быстро пожала эту руку, и потом ее чуть ли не откачивали, потому что это была рука Пола и она не могла поверить своему счастью. ГУМ (точнее, Bosco) тогда устроил препати для випов с клубникой и шампанским (в честь песни Strawberry Fields Forever), и все селебы из ГУМа шли на Красную площадь прямо с этой вечеринки. Но мы не пошли на вечеринку, потому что решили, что лучше прийти пораньше и занять места – у нас с коллегами была аккредитация в фан-зону. Оказалось, что это было совсем рядом со сценой – идеально. Мы стояли, ждали начала концерта больше часа, а может, и все два. Народу было – я даже не знаю, сколько тысяч. От собора Василия Блаженного до Исторического музея битком. Была, конечно, невероятная атмосфера. Мы пели вместе с Маккартни. Он довольно много говорил, местами по-русски (с бумажкой). Начал с «Привет, ребьята!» и тоже был невероятно тронут тем, как его принимали. Это был исторический момент, конечно, у стен Кремля. Старые битломаны такое себе и представить не могли. BBC все это снимало, и потом вышел фильм, его показывали и по нашему телевидению тоже. Когда он пел Back in the USSR, пришел Путин, и мы узнали об этом только потому, что Маккартни сказал, что кое-кто из гостей подтянулся (не помню точную формулировку). С середины концерта випы тоже начали танцевать. А потом из VIP-зоны к нам в фан-зону перелезли через ограду сначала Боярский, потом Дибров. В общем, атмосфера была просто сумасшедшая! Я до сих пор храню свой билет (нам выдавали вместо бейджей) на этот концерт. Кстати, спустя много лет Маккартни давал концерт в «Олимпийском», и народу тоже было просто море. Я привела свою маму-битломанку, и было грандиозно. Фото: РИА «Новости»/Алексей Панов и ТАСС/Антон Денисов --- Дарья Исакова директор по маркетингу SAV Entertainment На тот момент я еще не работала в концертной индустрии, но уже дружила со многими, и мне знакомые ребята дали контрамарку в фан-зону. Скажу честно, фан-зона была лучшим местом на этом концерте. Это было в сто раз круче, чем партер у Путина. И как-то все совпало, что ли. Это был первый его концерт, погода просто суперская, монументальная Красная площадь. Вначале он пел новые песни, а потом как старье начал – и все! Началась ностальжи, и все вокруг зарыдали. --- Алексей Богаевский технический директор Пол был великолепен – все три часа дарил счастье и энергию. Помимо предсказуемых вещей (Hello, Goodbye, All My Loving, Yesterday), были достаточно неожиданные (для меня, по крайней мере) Getting Better, She’s Leaving Home, а еще чудесная, слегка ироничная акустическая Something – во время нее на экранах над сценой показывали фотографии Джорджа. Плюс совершенно гениальная концовка: после Hey Jude музыканты ушли со сцены, а народ все повторял и повторял припев. Когда Пол вернулся на бис, они исполнили The Long and Winding Road, Lady Madonna, I Saw Her Standing There, Yesterday, еще разок Back in the USSR, репризу Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, очень логично перешедшую в The End. Когда концерт закончился, с вышки с прожекторами посыпался серпантин и кусочки алюминиевой фольги – она сверкала в лучах, и казалось, что идет снег. Весь концерт был очень динамичным, Пол много говорил, в том числе и по-русски, давал слово музыкантам (и они тоже по-русски говорили). Больше всего мне понравилась Can’t Buy Me Love, и полностью поменялось мое отношение к треку Birthday (я раньше его не очень жаловал). Вообще, я до сих пор почти весь трек-лист наизусть помню. Великий был концерт.
|