|
|
Увидеть Маккартни и жить!
УВИДЕТЬ МАККАРТНИ И ЖИТЬ! (Записки битломана)
«Снова в СССР»
Она сбылась. Мечта тысяч советских и пост-советских битломанов. Спустя много лет, на протяжении которых с песнями «Битлз» (The Beatles) вырастали поколения, Пол Маккартни (Paul McCartney), наконец, приехал. Правда, не «снова», а впервые и уже не в «СССР», а в Россию. Это поистине грандиозное историческое событие состоялось 24 мая 2003 года на Красной площади в Москве.
В марте этого (2003) года в программе «Время» сообщили приятнейшее известие, поверить в которое было трудно. Битломаны, знающие о «Битлз» порой больше, чем они сами о себе, давно потешались над различными версиями слухов о том, что «Битлз» в 60-х приезжали в Москву, но их не выпустили из аэропорта и, якобы, они вынуждены были уехать. Еще больше шума в Союзе подняла известная песня, написанная Полом Маккартни в 1968-м году «Back in the USSR» («Снова в СССР»). На самом же деле, это была очередная битловская шутка – обыгрывание названия песни Чака Берри (Chuck Berry) «Back in the USA» («Снова в США»). В 80-м году Маккартни, намереваясь приехать в Советский Союз, направил письмо Брежневу, однако ответа не последовало. В 1988 г. Маккартни записал альбом, в который вошли старые рок-н-ролльные стандарты, (а также гершвиновская Summertime) и назвал его «Снова в СССР». Но самым удивительным было то, что Маккартни выпустил пластинку не в родной Англии, как полагается, на фирме ЕМI, а заключил контракт с «Мелодией», пожелав, чтобы пластинка впервые вышла в Советском Союзе. Это событие очень обрадовало советских поклонников Маккартни, и ... спекулянтов, проявивших «заботу» о зарубежном слушателе. Пожалуй, на этом, до недавнего прошлого, заканчивалась история связи экс-битла с Советским Союзом и Россией. И только в марте 2003-го Маккартни с телеэкранов обратился к экс-советским слушателям и сказал, что давно мечтал о приезде в Россию, что многие музыканты исполняли песню «Back in the USSR» в Москве, и теперь 24 мая он, наконец, сможет сам исполнить свою песню на Красной площади.
Концерт должен был состояться в рамках мирового тура Маккартни «Back in the World». Это первое крупное турне музыканта за последние 10 лет. Оно началось 1 апреля 2002-го года в Калифорнии и завершилось 1 июня 2003–го года в родном городе Пола – Ливерпуле. Во время этого тура сэр Пол посетил около 20 стран, а количество слушателей прeвысило 2 миллиона. Журналом «Billboard» кругосветное путешествие Пола Маккартни было признано Туром года. Московский концерт был 89-м по счету.
«Волшебное Таинственное Путешествие»
Чувство фантастичности происходящего наверняка испытали многие, кто собирался на этот концерт.
На письмо, отправленное редакцией журнала «Музыкальная Армения» с просьбой об участии автора этих строк в пресс-конференции, вскоре последовал ответ: три письма от менеджера Маккартни с подробным описанием прохождения аккредитации. Когда 24 мая днем я подошла к гостинице «Балчуг», мне открылась картина, знакомая по фильмам о «Битлз»- очередь фанатов в битловских майках с пластинками, книгами и плакатами. Запомнился плакат с лаконичной и «всеобъемлющей» надписью «Paul is all».
Менеджер Маккартни оказалась очень милой любезной женщиной. Не взглянув на приготовленные бумаги, она вычеркнула мое имя в своем списке и протянула пропуск. Выйдя из гостиницы, я присоединилась к поклонникам, ожидающиим выхода Маккартни. Не прошло и часа, как пронзительный вопль толпы заставил меня обернуться. На пороге гостиницы стоял Маккартни с женой. Перед тем, как сесть в машину, Пол поприветствовал собравшихся, сказал что-то вежливо-оптимистически-ободряющее, помахал рукой и уехал на встречу с В.Путиным. Хорошо быть президентом!
Когда после изнурительной проверки нас впустили на Красную площадь со стороны сцены, мы сначала услышали, а после – увидели Пола с группой на сцене, на огромной пустой (!) площади. Перед сценой размещались свободные ряды партера, стояли охранники и несколько организаторов концерта. Из динамиков раздавалось что-то незнакомое, были слышны слова: «It’s gonna be a beautiful evening in Moscow», «Red square filling in the air...», «Singing in Moscow...» и т.д. Пол наигрывал на рояле, подбирая аккорды. Так мы стали свидетелями рождения новой песни Маккартни, навеянной впечатлениями от приезда в Москву. Те, кому довелось присутствовать в это время на Красной площади, вероятно, с двойным нетерпением ожидают выхода следующего альбома – интересно, включит ли Пол эту новую песню в альбом? После этого Маккартни исполнил песни: Lady Madonna u You Never Give Me Your Money из репертуара «Битлз». По окончании проверки звука, Пол направился к журналистам.
Пресс-конференция
Представителей российских и иностранных средств массовой информации собралось человек 400 - число рекордное для подобных мероприятий. Все стояли, да и как усидеть! Маккартни тоже предпочел общаться стоя. Впрочем, это было не единственное проявление английской вежливости. Первым делом, Пол сказал, что счастлив находиться в Москве и даже поблагодарил за хорошую погоду. Пресс-конференция проходила на английском языке. На перевод ответов времени не теряли, тем более, что все отлично понимали: каждый уважающий себя битломан выучил английский по текстам песен «Битлз».
«И будь я хоть негром преклонных годов,
И то, без унынья и лени,
Английский бы выучил только за то,
Что им разговаривал Леннон!»
Первым, что поразило меня при «общении» с 60-летним Полом, была знакомая по лентам 30-40-летней давности все та же юношеская легкость и задор, неизменный юмор и тонкая продуманность искрометных ответов.
- Чем была для Вас Россия до приезда и что Вы о ней знали?
- Когда я был ребенком, мы мало знали о России. Мы слышали о Сибири, видели парады, которые проходили здесь, на этой площади. Мы думали - это военизированная, серьезная страна. В 60-х до нас начали доходить слухи, что советские люди любят «Битлз». Мы осознали, что они похожи на нас. И вот, спустя столько лет со времени создания «Битлз», мы, наконец, сможем выступить в России. Это очень захватывающее событие для нас.
- Мы очень рады видеть Вас здесь, добро пожаловать в Москву. Какой город, на Ваш взгляд, лучший в мире?
Сэр Пол благодарит за гостеприимство, выдерживает паузу по Станиславскому и отвечает: «Ливерпуль».
- Большинство песен, исполняемых Вами во время тура, относятся к периоду «Битлз». Вам до сих пор нравится исполнять их?
- Да, мне нравятся эти песни. После распада «Битлз», когда я стал выступать с группой «Wings» («Крылья»), я избегал битловских песен потому, что тогда мы пытались создать севершенно другой имидж. Но теперь время делать то, что хочется и нравится аудитории. А поскольку я давно не исполнял песен «Битлз», они кажутся мне новыми. Это - как исполнять новые песни. И, кстати, некоторые песни, которые прозвучат на сегодняшнем концерте, я никогда не исполнял «вживую», несмортя на то, что им более 30-ти лет.
- Вы занимаетесь благотворительностью?
- Мы с Хизер занимаемся проблемой противопехотных мин. Нам повезло, мы говорили об этом и с президентом В.Путиным.
- О чем еще Вы говорили с В.Путиным сегодня?
- Это секрет, я не могу сказать, - моментально отвечает Пол, смеясь, и продолжает, - сначала беседа была формальной, потом я сказал, как я счастлив быть здесь. Постепенно беседа стала более свободной и мы поговорили о многом. Мистер В.Путин кажется очень симпатичным человеком. Он рассказал, что занимался борьбой в молодости, говорили о верховой езде, о музыке. Я даже исполнил для него песню, поскольку он занят и не сможет прийти вечером на концерт. Еще поговорили о людях, о важности семьи, ведь мы все – В.В.Путин, моя супруга Хизер и я – из рабочих семей, так что у нас было что обсудить.
- Какую песню Вы исполнили для Владимира Владимировича?
- Let it Be.
(Тут раздался бой кремлевских курантов, на что Пол среагировал: «There will be an answer, you know, as the bells on the Red Square ring out». Забегая вперед, также отмечу, что Путин все же пришел на концерт).
- Назовите самую нелепую легенду о Вас.
- Их было слишком много. Я не смогу назвать одну. Простите.
- Хотели бы Вы оказаться здесь сегодня с Джоном? И если «да», то какую песню Вы вместе исполнили бы?
- Было бы замечательно быть здесь и с Джоном, и с Джорджем. К сожалению, это невозможно, но было бы замечательно... Какую песню мы бы исполнили? Не знаю, вероятно I Want Тo Hold Your Hand.
- О «Битлз» говорят, что Вы вчетвером были лучшими друзьями на свете...
- Мы были парнями, которые пытались писать музыку, жить и наслаждаться жизнью. Когда нас спрашивали о войне, окружающей среде и мире, мы говорили правду, всегда говорили то, что думали. И, как мне кажется, люди, которые тогда были детьми и выросли сейчас, слышали нас и это привнесло много изменений. Об этом, кстати, мы говорили с мистером Путиным, что «Битлз» изменили многое... Мы делали это не специально, но, к счастью, у нас получилось. Каждый из нас был частью группы, которая оказалась в нужное время в нужном месте. Я горд быть одним из «Битлз». Действительно, неплохая группа,- смеется Маккартни.
Пресс - конференция была до обидного короткой – продлилась всего 15 минут. Я вопросов не задавала. И не смогла бы, поскольку, осознавая историческую важность происходящего, находилась в состоянии радостного оцепенения. Только жаль, что не смогла поблагодарить «товарища Маккартни» за счастливое детство.
По окончании пресс-конференции, представители сайта Beatles.ru вручили Полу подарок – бас-балалайку для левши. Возьмет он в руки балалайку и тихо заиграет Yesterday...
А пока до начала концерта осталось примерно три часа, попробуем набросать несколько штрихов к портерету дорогого гостя.
Сэр Пол
Еще несколько часов назад Пол Маккартни был лицом с экрана, с обложек пластинок, его имя – слитным созвучием из раннего детства, а его голос – голосом из динамиков. И вот он «вживую», совершенно реальный на расстоянии не более двадцати метров. Такой же, каким мы его знаем и любим. Один из тех, кто стали символами XX века. Их значение настолько велико, что еще ни одному исследователю не удалось всецело его охватить. Рассмотрение лишь нескольких аспектов феномена «Битлз» выливается в многочисленные объемные труды, количество которых возрастает с каждым годом. Пожалуй, одна из наиболее важных сторон культурной революции, совершенной «Битлз», заключается в том, что они возвели художественный уровень массовой музыки до неведомых ранее высот. Они были популярны, но никогда не играли «попсу». Они завораживали людей своей искренностью, естественностью, открытостью и жизнерадостностью независимо от возраста, национальности, и убеждений. Перед многомиллионной аудиторией не старались казаться лучше, были такими, какие есть, не упуская случая подшутить над собой. Даже после того, как на них обрушилась сумасшедшая слава, они оставались четырьмя парнями из Ливерпуля – озорными и дерзкими.
И еще. Они умели петь о любви. «Все поют о любви»,- заметит скептичный читатель, но у них это получалось не банально, со вкусом. Помните у Пастернака? «Пошло слово любовь - ты права, Я придумаю кличку иную...»
Умение говорить об извечных темах простым, ясным языком, доступным каждому - дар, который дается лишь избранным. Этим даром обладали Шекспир, Моцарт, Пушкин, Чехов, Чаплин... Причислите к ним и «Битлз» – они уже вошли в историю.
При всей пристрастности авторов, пишущих о «Битлз», трудно переоценить значение этой группы в истории ХХ века. Всего за семь лет (с 1963 по 1970) творчество «Битлз» прошло огромный путь эволюции и полностью изменило представление о популярной музыке. Отказавшись в 1966-м году от концертной деятельности, чтобы погрузиться в серьезную студийную работу, «Битлз» в 1967-м выпустили эпохальный «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», который стал первым в истории рок-музыки концептуальным альбомом, да и просто первым рок-альбомом. Поскольку многие исследователи выходом именно этого альбома определяют момент, когда поп-музыка перешла в категорию искусства и от нее как самостоятельный жанр отделилась рок-музыка. В том же 67-м, знаменовавшем начало золотого века рок-музыки (в это время дебютировали многие рок-группы, ставшие ныне классиками жанра, а также возникло движение хиппи) был организован первый в истории телемост, собравший зрителей двадцатишести стран. Не удивительно, что Англию представляли «Битлз», которые обратились к миру с символичной для того времени песней All You Need Is Love (Все, что тебе нужно - это любовь), сформировавшей или, по крайней мере, определившей мировоззрение того поколения.
К моменту распада группы, в апреле 1970-го, Полу было всего 27 лет. Он вполне мог не делать больше ничего, поскольку уже был бы зачислен в классики рока. Но он «со временем осознал, что с распадом группы жизнь не кончается. В конце концов, у каждого из нас свой путь» (П.М.).
Пройдут годы и Пол скажет, что после распада «Битлз» ему не хватало соавтора, который на его слова «Становится все лучше и лучше», подобно Джону мог бы ответить: «Хуже не может быть».
Таким великолепно-противоречивым было, возможно, самое прекрасное соавторство такого же великолепного и противоречивого ХХ века. Джон Леннон был из тех творческих личностей бунтарского склада, которые ярко озарив все вокруг своим творчеством, сжигают жизнь в одно мгновение. Поэтому его смерть в сорок лет (хоть это и было убийство), в некотором смысле, являлась закономерной. Совершенно другой тип художника представляет Пол Маккартни. Его почерк отличают изящество и легкость, то редкое свойство, которое называют «гениальной простотой» и которое, как на первый взгляд ошибочно может показаться, отнюдь не лишено своей философии и жизненной мудрости. Прослеживая путь, пройденный Полом за сорокалетнюю карьеру, осознаешь, что он не просто «дитя Матушки-природы», которому ничего не стоит писать один за другим мелодичные шедевры, а человек очень глубокий, ищущий и не останавливающийся на достигнутом. Путь Пола Маккартни оказался «длинным, извилистым», но верным.
За свою сольную карьеру общепризнанный мелодист номер один в истории рок-, а также поп-музыки записал более 30-ти альбомов. Все его диски мгновенно раскупались и становились популярными. Когда он сомневался, не мешает ли объективной оценке его работ громкое имя экс-битла, то издавал записи под псевдонимами и успех вновь преследовал его: пластинки «неизвестных» ранее авторов, чуть ли не заставляли потесниться в хит-парадах самого Пола Маккартни. Его песни зачастую содержат столько музыкальных идей и оригинальныых находок, что среднему хорошему профессионалу их хватило бы на целый альбом. Но он напишет еще. И не менее удачно. И сделает это легко. Очередной шедевр может родиться за приготовлением яичницы, на спор – на текст заметки из журнала «Time», сообщающей о смерти Пикассо, или за промежуток времени, когда жена вышла в ближайший магазин. «Я музыкант: я не работаю, я играю».
Кстати, он до сих пор не знает нот. Некоторые музыканты выражали готовность обучить его нотной грамоте, однако Маккартни непоколебим: «Да, я не могу читать и писать ноты, но я чувствую музыку». И возразить ему нечего.
В этом же апреле 70-го, когда было официально сообщено о распаде «Битлз», Пол выпускает свой первый сольный альбом и снова выступает новатором. Дело в том, что Маккартни арендовал на атудии ЕМI четырехдорожечный магнитофон и записывался дома. Причем он один исполнил партии на всех 15-ти (!) инструментах и совместил их методом наложения. Такого еще не делал никто. Альбом, содержащий такие шедевры, как Maybe I’m Amazed и Every Night (кстати, включенные в программу последнего тура), уже тогда был признан классическим.
Еще одна «классическая» песня, достойная быть творением первого мелодиста, Another Day вышла на первом сольном сингле Маккартни в 1971 г., где он выступил дуэтом с женой Линдой. Вскоре выходит альбом RAM (1971), удостоившийся премии «Grammy». Примечательно, что это была первая награда «Grammy», полученная кем-либо из битлов после распада группы. Помимо того, американским журналом «Record World» Пол и Линда были названы лучшим дуэтом года.
Летом 71-го Пол официально заявил о создании своей новой группы. Позже было придумано название Wings (Крылья), и в конце года вышел дебютный альбом Wings Wild Life. В эти годы Пол и Линда с детьми все чаще бывают на своей ферме в Шотландии, вдали от городской суеты. В 1972-м году начался уникальный по своей романтичности тур Маккартни. Пол, Линда, их дети и музыканты Wings отправлялись на старом фургоне в английскую провинцию, в студенческие кампусы. Подъезжая к очередному административному зданию, спрашивали не хотят ли они, чтобы вечером для них сыграл Пол Маккартни. После вывешивались афиши и через несколько часов начинался концерт. Ночевали в арендованной комнате или общежитии ближайшего городка, а на следующее утро продолжали путешествие. «При этом у нас не было ни пресс-агентов, ни менеджеров,- рассказывала Линда, - мы просто разъезжали по стране в старом автобусе, словно настоящие бродячие музыканты».
В 1973-м году выходит альбом Red Rose Speedway, в конце года - этапный Band on the Run, с которого начинается расцвет сольного творчества Маккартни. В период с 1973 по 1979 гг. Пол вместе с Wings записывает пять альбомов, каждый из которых попадает в лучшую пятерку британских хит-парадов. Это - Band on the Run (1973), Venus and Mars (1975), Wings at the Speed of Sound(1976), London Town (1978) и Back to the Egg (1979). Самым важным является то, что альбомы Маккартни занимали столь высокие места в эпоху бурного расцвета рок-музыки, в так называемый «золотой век», во время активной деятельности таких титанов, как Led Zeppelin, Rolling Stones, Pink Floyd, Yes, Jethro Tull, Genesis, Emerson Lake & Palmer, Gentle Giant, King Crimson и многих других. После сумасшедшего десятилетия, к 80-му, в рок-музыке наметился кризис. Символично, что именно в 1980-м был убит Джон Леннон. Это был конец блистательной эпохи, начало которой заложили «Битлз». На смену хиппи пришли панки, отрицающие музыку, идеи и эстетику предыдущего поколения. Наступило время диско и ряда других направлений, которые можно объединить под определением анти-рок. Многие рок-группы распались, остальные пустились в поиски и эксперементы, которые, как правило, не могли встать в ряд с тем, что было создано ими же в 70-е.
Пол распустил группу Wings в 81-м, но еще в 80-м записал альбом McCartney 2 без участия Wings. Если альбом McCartney (1970) знаменовал первый период творчества музыканта, то само название McCartney 2 указывало на начало второго периода. Распустив группу, Пол сотрудничал со многими музыкантами, экспериментировал с различными стилями. В 80-е он записал семь альбомов: McCartney 2 (1980), Tug of War (1982), Pipes of Pease (1983), Give My Regards to Broad Street (1984, в альбом вошла музыка из одноименного фильма, снятого Полом), Press to Play (1986), Снова в СССР (1988) и Flowers in the Dirt (1989). Наиболее удачным из вышеперечисленных альбомов, на мой взгляд, является последний, вероятно потому, что в нем относительно меньше звучат отголоски упадочных 80-х и уже поблескивает спасительный огонек 90-х. Девяностые ознаменовались концом десятилетия отрицания и признанием музыки 60-70-х как классики рока. Зарождались новые направления, основанные на традициях музыки 60-70-х. Очень показательно в этом плане активное развитие направления неопрогрeссив-рок. И кому, как не Полу Маккартни, с его гибкостью и безошибочным ощущением времени, не уловить «возрожденческие» тенденции еще только наступившего десятилетия. Судите сами: «Свой ливерпульский концерт 28 июня (1990г. - Е.К.) Маккартни собирается превратить в бал-маскарад «а–ля 60-е». Публике предлагается нарядиться в мини-юбки, кафтаны, расклешенные брюки и прочее хипповое обмундирование, Пол с группой специально исполнит многие песни, написанные в период «Битлз»,- писал Артем Троицкий в «Комсомольской правде». «Это должно быть нечто особенное. Это должен быть гигантский карнавал, чтобы люди вплетали цветы в волосы и все такое. 60-е - это ведь было отличное и веселое время, так пусть это чувство вернется, хотя бы на одну ночь»,- говорит Маккартни. Спустя два года открывается выставка фотографий Линды Маккартни с характеризующим тенденции 90-х названием: «Шестидесятые: портрет эпохи».
С выходом альбома Off the Ground в 1993-м году определился третий, на сегодняшний день, последний и очень успешный период творчества Маккартни. Этому альбому предшествовали сборный альбом Tripping the Live Fantastic - Highlights (1990), концертный Tripping the Live Fantastic, записанный во время тура 1989-90 гг, и концертный акустический альбом Unplugged (1991). Наконец, в 1991-м впервые в Англии и Америке был переиздан на СD вышедший, как уже говорилось, исключительно в Советском Союзе, альбом «Снова в СССР» (1988). Из перечисленного выше видно, что Маккартни в эти годы не выпустил ни одной новой студийной работы. Словно используя «резервный» материал, одновременно оставался на виду, но и выигрывал время, необходимое для серьезного сдвига в творчестве, который состоялся в 1993-м году. После Off the Ground вышел концертный альбом «Paul is Live» (1993), a в 1997 - один из самых прекрасных альбомов Пола Flaming Pie (1997)...
Oднако, творческий подъем все более омрачался болезнью Линды, с которой они прожили душа в душу почти 30 лет (1969-1998). После смерти Линды Пол обратился к почитателям с просьбой не присылать цветы, а направлять средства в Институт исследований раковых заболеваний или Общество защиты животных. «А самое лучшее - станьте вегетарианцами, как Линда» Казалось, творчество Маккартни, вступив в наиболее благоприятную пору, могло оборваться почти год он не мог работать. На помощь пришел старый добрый рок-н-ролл. Кстати, идея записи альбома рок-н-ролльных стандартов принадлежала Линде. На запись Пол пригласил Дэйва Гилмора, Яна Пейса и клавишника Пита Уингфилда. Записывали песни сразу, максимум с двух дублей, в ритме сессий ранних «Битлз». Тогда, в 1963-м, на доработку не хватало денег и времени, теперь же Пол тем самым стремился передать непосредственную живость исполнения рок-н-роллов. В итоге, альбом Run Devil Run (1999), в который кроме стандартов, вошли 3 песни Маккартни (Run Devil Run, Try Not To Cry, What It Is) стал наиболее удачным из аналогичных альбомов - Снова в СССР (1988) Маккартни и даже Rock’n’Roll (1975) Джона Леннона. Последним, на сегодня, студийным альбомом Маккартни является Driving Rain, вышедший уже в ХХI веке (2001). Альбом явно отличается от предыдущих работ. Мнения о нем разошлись. Как правило, младшие поколения поклонников Макккартни воспринимают альбом с наибольшим энтузиазмом.
Говоря о творчестве Маккартни 90-х, нельзя не отметить такой любопытный факт, как обращение к академической музыке. В 1991-м Пол начал работать над Ливерпульской ораторией. Ему помогал дирижер Карл Дэвис, и выглядело это следующим образом: Пол наигрывал на рояле или напевал задуманную музыку, а Карл Дэвис записывал ее. «Если бы он знал ноты,- говорил Дэвис,- я бы ему, конечно, не был бы нужен, ведь он слышит не только свои мелодии, но и их оркестровки». В 1997-м году вышел диск с новым произведением - симфонической поэмой Standing Stone. Ливерпульская оратория и симфоническая поэма безусловно интересны и как самостоятельные произведения, и как факт обращения неакадемического композитора к академическим жанрам. Однако, они не столь значительны и в истории музыки, и в творчестве самого Маккартни как созданное им в битловский и сольный периоды творчества. И дело не в том, что Маккартни изменил его дар, а в принципиальном различии музыкальных языков. Наглядным доказательством тому является альбом Working Classical (2000), который составили некоторые из самых известных песен Пола в исполнении струнного квартета и Королевского филармонического оркестра. В итоге, от прекрасных песен остался лишь схожий мелодический материал, лишенный обаяния оригинальных версий.
Кроме того, Маккартни серьезно увлекается живописью, занимается благотворительностью, участвует в различных миролюбивых акциях, борется за защиту животных. В 1991 году Маккартни задумал открыть университет на месте старой школы, в которой они учились с Джорджем Харрисоном. Спустя пять лет, Королева Англии Елизавета Вторая вместе с Полом официально открыла Ливерпульский Институт исполнительских искусств. В 1997 году в Букингемском дворце Елизавета Вторая присвоила Полу Маккартни дворянский титул за выдающиеся достижения в музыке. С тех пор, его величают Сэр Пол. Его речь на этом торжественном событии содержала следующее: «Сегодня замечательный день. Горжусь тем, что я британец. Теперь очередь за Джорджем и Ринго, Ваше Величество!»
Впрочем, всевозможных наград и почетных званий у Маккартни столько, что одно их перечисление займет несколько страниц (отметим одну из последних - 28 мая Санкт-Петербургская консерватория присвоила ему звание Почетного доктора музыки), но не в наградах суть.
Пол если и не единственный, то, по крайней мере, первый человек в мире музыкального шоу-бизнеса, который, в силу своего таланта, смог позволить себе отказаться от «крутого» имиджа, остаться собой и утвердить совершенно иной, чуть ли не противоречащий рок-кумиру образ нескандального, семейного, «спокойного... радующегося жизни и живущего в гармонии с окружающим миром» (П.М.) человека. «Да, мне нравится семья, и мне нравятся дети. И я буду говорить это, даже если подобные высказывания испортят мне карьеру, и часть публики от меня отвернется».
В 2000-м году в жизнь Пола вошла Хизер Миллз - его нынешняя жена. До того, как попасть в аварию, она работала моделью. После случившегося, Хизер создала свой фонд, занимающийся сбором денег для инвалидов и стала участвовать в других благотворительных акциях. 28 октября 2003 года у них родилась дочь Беатрис - пятый ребенок в семье Маккартни.
Kонцерт
Праздник, которого так долго ждали начался в 21.00. Выходу Маккартни предшествовало небольшое костюмированное представление. Потом опустился экран с силуэтом левши с гитарой, а когда экран поднялся - за ним стоял Пол. Публика вскрикнула, а он уже пел первую песню «Hello, Goodbye». В промежутках он шутил, произносил заученные на русском фразы, выглядел молодым, веселым и энергичным. Большую часть концерта составили, как и было объявлено, битловские песни – 24 из 36-ти. Группа Маккартни, состоящая из высококлассных профессионалов, исполняла их очень бережно, максимально близко к оригиналу и без ностальгической сентиментальности. Было приятно, что гитарист практически не изменял «классические» соло Харрисона, а небольшие отклонения от оригинала были уместны и сделаны со вкусом. Наибольшие зрительские симпатии, после Пола, разумеется, достались ударнику - Эйбу Лэбориелу-младшему. Специалистами по звуку концерт был признан лучшим среди открытых мероприятий последних лет, а их в России было немало. На концерт пришли около 50-ти тысяч человек. Сюда приехали из разных городов России и стран бывшего СССР. Среди них многие, кто в годы студенчества (60-70 гг.) копили стипендию и с большим трудом доставали пластинки «Битлз» на «черном» рынке, для которых музыка «Битлз», по их словам, была «глотком свободы». Были и их дети, которые уже не противопоставляли «Битлз» советскому режиму, они росли с музыкой «Битлз» – это битломаны со стажем, равным их возрасту.
Что можно сказать о песнях, которые пел Маккартни – хорошие? замечательные? Это наши песни, они родные. Именно это и создавало удивительное чувство контакта, единства музыкантов и аудитории. Каждый из слушателей не был просто слушателем, а ощущал себя соучастником грандиозного действа. Битломаны распевали песни с первой и до последней, а после концерта обнимали друг друга со словами: «Поздравляю, дождались, наконец. Долго ждали».
Это напомнило мне Москву в агусте 1991-го, когда после путча незнакомые люди на улицах поздравляли друг друга. О приезде Пола Маккартни в Россию был снят фильм, премьера которого на ОРТ, видимо не случайно, была назначена на 7 ноября - день, в который еще не так давно весь Советский Союз отмечал годовщину революции. В фильме представители первого поколения советских битломанов четко противопоставляют «Битлз» советской власти и видят в концерте Маккартни на Красной площади окончательное торжество свободы над режимом, а «Битлз» чуть ли не прямо причастными к развалу Советского Союза. Думаю, что «Битлз» не собирались ничего разрушать, они создавали. Из своих песен они возвели храм Любви и Человечности, к которому люди тянулись больше, чем к мавзолею Ленина. Они были революционерами, но не в политике, а в музыке и в умах миллионов. Каким образом этот переворот отразился в политике - другой вопрос, требующий отдельного (не музыковедческого) исследования.
Один день из жизни - 24 мая 2003 года - запомнится собравшимся в этот вечер на Красной площади навсегда, о нем будут долго рассказывать и вспоминать. Концерт Маккартни называли «тремя часами счастья». Леонард Бернстайн как-то сказал о «Битлз»: «Они были мастерами, которые делали счастливыми миллионы людей». Теперь эта миссия полностью пала на Маккартни. И он, как никто на свете, умеет заражать нас своим оптимизмом, могучим стремлением жить, создавать и радоваться жизни!
Ева Кочикян (BrainPAULished)
Журнал «Музыкальная Армения»
# 3-4 (10-11) 2003, С.80-85
|