|
|
Мы ждали «Битлз» 30 лет
После того, как по телевизору показали встречу Путина и Маккартни, даже и неловко писать о том, что потом еще был какой-то концерт, но я все-таки попробую. У меня есть к тому дополнительные резоны. На выступлении Пола Маккартни на Красной площади я присутствовал в качестве участника - вы не поверите! - группы поддержки. В билете так и написано: «Группа поддержки». То есть, надо понимать, без этой самой группы концерт мог бы и не получиться. А так - ничего, обошлось.
Места у нас были стоячие, но хорошие: прямо у сцены (супруга Маккартни - Хизер Миллз - прошла мимо меня на таком расстоянии, на каком обычно проходит моя супруга), даже перед VIP-зоной. Отсюда, правда, и некоторые неудобства. Потому что за VIP-зоной наблюдать было не менее интересно, чем за происходящим на сцене. Вопреки ожиданиям всенародно известных персонажей в первых рядах было немного, в основном, надо полагать, скромные герои нефтяного и банковского дела. Довольно милые люди с весьма приятными спутницами. Судя по всему, видеть друг друга на концерте Маккартни они были рады едва ли не больше, чем самого Маккартни. Но, поскольку совсем уж без героя дня было как-то неудобно, послушали и его.
Сначала, правда, публике был предложен комплекс хореографических миниатюр в исполнении сильно разодетых актеров и акробатов. Но довольно скоро над сценой возник силуэт знаменитой гитары, а под ним обнаружился и сам сэр Пол Маккартни в элегантных дизайнерских джинсах и красном пиджаке. После исполнения Hello Goodbye прозвучала песня Jet, а вслед за ней и первое приветствие на английском и русском языках. И тут же - All My Loving.
Примерно через пять минут после того, как Маккартни со словами «на Красной площади становится жарковато» снял свой дивный красный пиджак, красивая девушка в первом ряду (видимо, со словами «что-то стало холодать») водрузила на плечи какую-то меховую накидку с цельной головой убиенного животного. Маккартни, борец за права животных, кажется, этого не заметил. Собственно, работы у него и так хватало. Публики было много, надо было ее развлекать. Сэру Полу это удавалось без особого труда. Он вообще очень легко ведет себя на сцене. С вокалом все в порядке, музыканты в группе отличные, реплики между песнями короткие и остроумные, песни - сами понимаете.
Но все же нашелся человек, который отвлек внимание части публики от главного героя концерта. В 21.53, во время Calico Skies, справа от сцены раздались аплодисменты и наметилось оживление. В 21.54 стало понятно, что пришел Владимир Путин. Маккартни все видел, теперь было интересно - отреагирует? Отреагировал. После окончания песни в меру задорно произнес: «Privet, rebyata!» И далее по-английски: «Мы хотим поприветствовать новых людей в аудитории». После чего вновь стал главным действующим лицом. А еще через несколько минут вся площадь, включая первые ряды, уже стояла, извините, на ушах по причине исполнения долгожданной песни Back In The USSR. До этого VIP-персоны если и вставали со своих мест, то как-то очень уж строго, словно на исполнение гимна, а тут разошлись не на шутку. Некоторые веселились явно от души, кое-кто даже подпевал. Но и остальных, тех, которые держались до последнего, я бы тоже не судил строго. Ну в самом деле, как быть человеку, если он не битломан, а полторы тыщи «зеленых» на билет есть? Что ж ему, на концерт не идти? К тому же VIP-партер продемонстрировал как минимум один пример, достойный восхищения. Михаил Боярский, имевший место в первом ряду, еще до начала концерта перебрался к нам, под самую сцену, да так тут и остался и, кстати, завелся не на шутку. Потом и другие пытались повторить подвиг Боярского, но неудачно, поскольку передвижения от зоны к зоне были крайне затруднены. А два снайпера под курантами на Спасской башне, хорошо заметные благодаря очень уместной фиолетовой подсветке, не добавляли желания покуролесить.
Удался, кстати, не только свет, но и звук. Благодаря чему все желающие могли сосредоточиться собственно на песнях. Маккартни, надо отдать ему должное, повел себя благородно. Мог бы сказать: «Ребята, я для вас столько хорошей музыки написал в былые годы. А теперь давайте послушаем несколько песен из моего последнего альбома Driving Rain». Но нет - новый материал был подан в щадящих дозах, в основном звучали всемирно любимые хиты. Мою любимую песню Beatles - Here, There And Everywhere - исполнили довольно бережно, но в фолк-манере. Из других пиковых моментов отметим Eleanor Rigby, Live And Let Die, Birthday, Let It Be... Под Hey Jude пела вся площадь, кроме Путина (его как раз показали на экране в обрамлении поющих Лужкова и Макаревича), а Back In The USSR пришлось-таки исполнить дважды.
Последний аккорд прозвучал в 23.25. Президент Путин был на концерте до конца. Я представил себе запись в его ежедневнике: «24 мая. 21.53 и до упора: рок-н-ролл!!!»
Что было видно из партера
Что Путин придет на концерт, можно было подозревать по особого рода оживлению, царившему с правого фланга, тому, что под курантами. Сначала там на бетонной глыбе удобно расположили телеоператора, который, игнорируя концерт, нацелился на Спасские ворота. Потом у прохода сконцентрировались тренированные ребята в темных пиджаках, а также слегка картинные рабочие сцены. Вслед за ними вышел Волошин, что само по себе важное предзнаменование. А когда появился человек, сосредоточенно несший сложенные зонтики, все стало ясно: обещаниям Лужкова разогнать тучи доверяют, но береженого Бог бережет. Пока Путин в сером пиджаке и черной рубашке следовал от ворот до партера, причастный к появлению сектор успел устроить мини-овацию, переставши слушать. Президент скромно улыбался, а потом поднес палец к губам: дескать, не заглушайте Пола, и проследовал на свое место.
С явлением президента партер как-то быстрее раскрепостился, встал с кресел и начал приплясывать. А уж под Birthday наш угол выделывался как мог: тех, кто не прочел в спецвыпуске «Комсомолки», которую получил каждый участник концерта, о том, что у газеты сегодня день рождения, оповестил, насколько хватило связок, ваш корреспондент. Наверное, мы с соседом смотрелись забавно. «Блин, как в университете!» - восклицал он, приплясывая, а жена волновалась, споет ли Пол ее любимую The Long And Winding Road. Спел, молодость снова прошумела, все удалось.
Полу подарили бас-балалайку
Перед концертом для VIP-персон была устроена милая вечеринка. Это чтобы люди, потратившие на билет какие-то уж совсем нереальные деньги, почувствовали себя действительно очень важными персонами. В честь битловской песни Strawberry Fields Forever! для наших «випов» накрыли натуральную клубничную поляну. Клубникой угощали на входе, ее накладывали в большие тарелки в центре зала, на больших клубничных муляжах можно было даже повалялся в предвкушении концерта. Половина приглашенных бродила с подарками для Маккартни. Андрей Макаревич принес сэру Полу картину, завернутую в бумагу. Видимо, собственного изготовления. Представители официального сайта сообщества поклонников группы Beatles www.beatles.ru подарили Маккартни бас-балалайку авторской работы, специально адаптированную для левши (каковым является бывший участник ливерпульской четверки).
Вообще количество знакомых лиц поражало: вот, оказывается, как много у нас в стране поклонников «Битлз»! Никита Михалков и Олег Янковский, Геннадий Хазанов и Александр Масляков, Татьяна Друбич и Вера Глаголева, Павел Буре и Ксения Собчак (в обнимку!), Александр Любимов и даже Сергей Степашин.
- Я считаю, что приезд Маккартни в Москву - это культурный прорыв! Это значит, что наша страна действительно изменилась, - ответил за весь культурный бомонд Никита Михалков. - Даже если бы Маккартни играл в другой группе, он был бы таким же великим!
«Они поют себе в радость...»
Из книги обозревателя «КП» Ярослава Голованова «Заметки вашего современника»
Битлзы прошли в свое время мимо меня: я был очень увлечен журналистикой, мне было просто на них наплевать. Сейчас по ТВ показывают 6-серийный фильм о них, и я решил узнать, что же это такое. Оказалось, очень интересно. Хорошие мелодии и удивительно приятная, ненавязчивая манера исполнения. Они поют себе в радость, а уж потом для других. Очень раскованны и в то же время очень достойны. Не обнажаются, не вешают на себя цепи, не отращивают гривы, не хватают микрофонные подставки так, будто это дерево, которое они собираются вырвать с корнем. Все просто и естественно: простые костюмчики, темные галстучки, поют, слегка притоптывая в такт ногой. Сразу видно: это были чистые, славные, искренние ребята.
P. S. К сожалению, 21 мая не стало автора этой удивительной книги - легендарного журналиста Голованова. В субботу коллеги и поклонники таланта Ярослава Кирилловича проводили его в последний путь.
ПРОТОКОЛ КОНЦЕРТА
Немного статистики с комментариями матерого битломана
1. Нello Goodbye
2. Jet
Тут у Пола вырубилась бас-гитара - он как раз менял одну на другую. Ситуацию, к счастью, быстро исправили, что позволило Маккартни пошутить: «По крайней мере это доказывает, что я пою не под фонограмму».
3. All My Loving
4. Getting Better
Он никогда до этого тура не пел эту песню вживую: после выхода «Сержанта» группа прекратила концертные выступления.
5. Let Me Roll It
6. Lonely Road
Песня посвящена жене Хизер.
7. You Loving Flame
8. Blackbird
9. Every Night
По ходу Пол решил проверить, работает ли система перевода: на огромных экранах бегущей строкой шел русский перевод. «Сейчас я скажу ерунду, и поглядим, как ее переведут». Произнес он нечто вроде «красная собака полетела на желтом воздушном шаре». Перевод последовал - тут над Красной площадью действительно полетел желтый воздушный шарик, выпущенный кем-то из зрителей. Впрочем, некоторые сочли эпизод домашней заготовкой Пола.
10. We Can Work It Out
11. Two Of Us
12. I've Just Seen A Face
13. You Never Give Me Your Money
14. Fool On A Hill
15. Here Today
16. Something
Последние две песни Пол посвятил Джону и Джорджу. На Something он аккомпанировал себе на укулеле - маленькой гитарке. На ней очень любил играть Харрисон, и Пол рассказал, как Джордж предлагал всем друзьям испробовать этот забавный инструмент. Единственная не собственная песня на концерте прозвучала у Пола очень задушевно под треньканье укулеле.
17. Eleanor Rigby
18. Here, There and Everywhere
19. Calico Skies
И тут пришел Путин. Как часто бывает, он немного запоздал...
20. Michelle
21. Band On The Run
22. Back In The USSR
Сказать, что это был ураган, - ничего не сказать.
23. Maybe I'm Amaized
24. Let 'Em In
25. My Love
26. She's Leaving Home
27. Can't Bye Me Love
28. Birthday
Наш музыкальный обозреватель Леонид Захаров накануне спросил у сэра Пола, будет ли он петь эту песню в Москве. Пол ответил, что в программу тура она входит, а узнав, что в этот день празднует свое рождение наша газета, заметил: «Получается, я буду играть у вас на вечеринке!» И ведь выполнил обещание, хотя поет песню далеко не на всех концертах тура, в концертный диск она вообще не вошла! Пол сыграл для «Комсомолки» и для всех, у кого как раз был день рождения! Это круто!
29. Live And Let Die
В ключевые моменты песни к одноименной серии Бондианы раздались мощнейшие взрывы, а в финале огненные факелы полыхнули на всю площадь. Охрана, думается, в эти моменты сильно напряглась: под такой шумок хоть из пушки пали - не услышишь...
30. Let It Be
31. Hey Jude
Припев пела вся площадь, на экране показались Лужков, Путин и Макаревич, сидевшие рядом. Путин тактично аплодировал, Лужков орал во всю глотку, Макаревич выглядел совершенно счастливым.
32. The Long And Winding Road
33. Lady Madonna
34. I Saw Her Standing There
35. Back In The USSR
Пол спел ее на бис, понимая, что одного раза для Красной площади - мало. На экране мелькают Гагарин, Ленин, Сталин, газетные заголовки разных лет. Творится нечто неописуемое... Две девчонки у Мавзолея кажут в его сторону фиги: «Вот тебе, дедушка!» Невежливо, девчата, нетактично... Пол, кстати, демонстрирует свои чувства иначе: он появляется с российским флагом. На экранах Красная площадь - удивительно красивое зрелище! И Маккартни не меньше нашего впечатлен этим приемом, этой волной любви и радости в историческом и дорогом каждому россиянину месте.
36. Yesterday
Без комментариев. Просто все поют.
37. Sgt. Pepper/The End
В нашем вольном переводе последние строчки звучат так: «А напоследок я скажу: сколько любви ты дашь - столько тебе и вернется!» Лучшего финала этого светлого дня не придумаешь.
|