|
|
Сорок лет спустя
Пол Маккартни дал концерт на Красной площади. В этот день битломания охватила Россию, как когда-то весь мир
МИНУВШАЯ суббота попадет в историю русского шоу-бизнеса как день осуществления мечты по крайней мере для тридцати тысяч из многомиллионной армии российских битломанов: на Красной площади выступил Пол Маккартни. Для многих музыкальных фанов самых разных возрастов эти слова звучали как пение райских дев: нечто очень приятное по смыслу, но абсолютно несбыточное. Перекрытое движение в центре столицы, 20-дневные приготовления - и это все ради того, чтобы в музыкальной жизни России началась новая эра.
"Битлз" в СССР, а затем в России любили страстно, запойно. В советские годы эта любовь подогревалась статусом "героев рабочего класса", которым тем не менее удавалось быть непохожими на представителей официозного движения ВИА и стать эталоном того, как должна звучать поп-музыка в ХХ веке. Едва ли не каждый хоть сколько-нибудь значимый русский рок-музыкант в ответе на вопрос об истоках собственного творчества указывал, что в детстве он послушал "Битлз" и понял, зачем живет. Дни рождения участников Славной Четверки отмечались массовыми гуляниями битломанов в каждом крупном городе России: так, в 1994 году отпраздновать день рождения Маккартни у "ракеты" на ВВЦ собрались 800 человек.
Выходу на сцену сэра Пола предшествовал небольшой карнавал - перед сценой и на сцене расхаживали персонажи картин Рене Магритта, актеры в носатых венецианских масках и костюмах Екатерининской эпохи. Их сменили персонажи корейской и японской мифологий: демоны со страшными лицами и танцоры, выделывавшие пируэты с саблями. Эта культурная программа, по всей видимости, должна была символизировать единство всего мира - ведь тур сэра Пола называется Back in the World, т.е. обратно в мир.
Примерно в 20.30 площадь взорвалась единым воплем восторга - Маккартни открыл концерт, войдя на сцену с песней Hello Goodbye, написанной им для битловского альбома Magical Mystery Tour (1968), и начался самый замечательный концерт в истории музыкальной жизни Москвы.
Пол не зря хвалил свой новый бэнд - молодые музыканты, аккомпанировавшие Маккартни, играли те песни, на которых им довелось расти и учиться музыке так, как будто не было тридцати с лишним лет, прошедших с момента распада "Битлов": надо думать, он призвал в свою сборную лучшие руки Европы и Америки. К тому же музыкальные сотрудники сэра Пола еще не успели устать от европейского тура: камера транслировала на экран их светящиеся от восторга лица.
Концерт оказался разделен на четыре части. В первой пели "за знакомство" - битловские хиты и самые боевые вещи с прекрасного последнего альбома Маккартни Driving Rain. Во второй сэр Пол остался на сцене один, чтобы спеть несколько баллад под гитару укелеле (маленькая гавайская гитара) и электроорган; среди них - знаменитая "скрипичная" Eleanor Rigby, а также нежнейшая песня Blackbird (как выяснилось из объяснений Пола, эта песня посвящалась чернокожим девушкам Америки, страдавшим в 60-е от политики сегрегации). На этой песне произошло чудо: над Красной площадью стала носиться и заливисто чирикать маленькая стайка ласточек, дополнившая и без того лирическое настроение собравшихся.
Третью часть открыл вскрик барабанщика Эйба Лабориэла - "Привьет, Москва! Ви готови зажига-а-ать?!!!", вслед за которым заревели гитары и заиграл знаменитый "русский" хит Back in USSR. Пол побаловал Москву несколькими эксклюзивами - почти все прозвучавшие вещи из знаменитого альбома "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера", по его собственному признанию, никогда не игрались им на большой сцене (а это были трогательная She"s Living Home и марш Getting Better). В этой части звучали в основном известные битловские вещи, а также постбитловские "боевики" (Band on the Run, давший название альбому 1973 года, знаменитый "джеймсбондовский" боевик Live and Let Die, ставший за последние 30 лет чемпионом по количеству перепевок), которые он исполнял соло или с группой "Уингс", образованной Полом после распада Великой Четверки. Этой песней закончилась официальная часть концерта - на бис прозвучали Lady Madonna и ставшая последней в тот вечер заглавная песня альбома, в которой говорится: "Мы надеемся, что вам понравилось, а сейчас нам пора идти...". Залп салюта и - концерт окончен, радостные толпы битломанов расходятся по Москве и смешиваются с толпами выпускников, доедающих последние крошки праздника и веселья перед экзаменами.
Нет сомнений, что мы видели не просто концерт и не просто гуляние на Красной площади: звук, свет, огромные экраны - все было подготовлено с величайшим тщанием и старанием. Сэр Пол лично выстраивал программу с учетом того, что концерт пришлось давать для публики, которая очень его ждала, но видела в первый раз. Москве очень повезло, что он приехал именно с битловской, "ретроспективной" программой: при всех несомненных достоинствах последних сочинений Маккартни такого теплого приема они могли и не встретить. Пол всячески подчеркивал, что визит в Россию для него особенное событие - заранее подготовил перевод многих фраз на русский и к восторгу публики зачитывал их по бумажке. Когда к зрителям присоединился Президент Путин, Маккартни сообщил: "У нас пополнение" (утром того же дня Президент показывал битлу Кремль). На бис сэр Пол вышел, размахивая российским триколором.
Маккартни был и остается англичанином с традиционной для граждан этой страны смесью сентиментальности и безудержного юмора: на концерте звучали трогательные посвящения друзьям - почившим Линде Маккартни, Джону Леннону, Джорджу Харрисону и нынешним (присутствовавшей в зале жене Хэде сэр Пол посвятил исполнение своей недавней песни Loving Flame) и шутки. В то же время атмосфера небывалого, еще несколько лет назад просто несбыточного праздника не давала забыть, что из битлов остались в живых всего двое - Пол и Ринго. И что в некоторых битловских песнях Пола так не хватает фирменных подпевок, которые все четверо делали в песнях друг друга и от которых сходят с ума девушки всего мира - с 60-х до наших дней.
|