Главная / Спецпроекты / Пол Маккартни в Киеве / К вопросу о всемирно-историческом значении исполнения Полом МакКартни песни "Mrs. Vandebilt" на концерте в г. Киеве 14 июня с.г.
В последнее время мы все больше привыкаем к чудесам. Постоянно происходят события странные, непредставимые, удивительные: то и дело приземляются летающие тарелочки, Россия выходит в полуфинал чемпионата Европы, скоро начнется клонирование хороших людей. Недавно перечень невероятных происшествий пополнился еще одним: Пол МакКартни во время своего концерта в Киеве взял да и спел "Mrs. Vandebilt"! Исключительность, непредсказуемость этого события, его несообразность с привычным течением жизни бросили нас, поклонников гения Пола МакКартни, в эмоциональный хелтер-скелтер: мы то взлетаем ввысь от радости, что Пол спел нашу любимую песню, то замираем в изумлении от самого этого факта, то сокрушаемся по поводу того, что лучшие годы - и его, и наши - ушли безвозвратно… Давайте попробуем разобраться, что же все-таки произошло, как это смогло произойти и как нам жить дальше.
Немного истории
Пол сочинил "Mrs. Vandebilt", видимо, в начале 1973 (на виниловой пластинке авторство песни было указано туманно: 'McCartney'; компакт-диск 1993 года считает, что песню сочинили Пол и Линда МакКартни, но будем же реалистами). Весной того же года песни, составившие альбом "Band On The Run", были разучены с группой Wings. Студийная работа над альбомом протекала при драматических обстоятельствах: Пол решил записывать новый альбом в Лагосе (Нигерия, Африка), ударник Денни Сейвелл и гитарист Генри МакКаллох в виду такой перспективы дезертировали из группы, оставив Wings втроем: Пол, Линда и Денни Лейн. Так что Полу пришлось играть на гитаре, басу, ударных и клавишных! Духовые были записаны осенью 1973 в Лондоне; соло на саксофоне исполняет Хоуи Кейси. Существует два микса "Mrs. Vandebilt": обычный стерео и квадрофонический (с наложениями дополнительных фрагментов смеха и акустической гитары), ныне доступный в формате DVD-Audio. (Примечание. На оригинальной виниловой пластинке песня называлась "Mrs. Vandebilt"; при переиздании альбома на компакт-диске точка была утеряна: "Mrs Vandebilt": Условимся считать правильным первоначальное написание. Мелочь? Но разве могут быть мелочи, когда речь идет о песнях Пола МакКартни?)
East is East, West is West
Нам, выходцам из соцреализма, предельно чужды гримасы буржуазной, насквозь американизированной западной культуры. Нам, например, не понять, как могло получиться, что наша любимая песня никому не нужна, всеми забыта, презираема и гонима на Западе. Пол никогда не исполнял ее на концертах. (Единственный случай, когда он вспомнил эту песню и частично спел ее под гитару - это в интервью для "Wingspan". У многих свежо в памяти ощущение личного праздника от первого просмотра акустической "Mrs. Vandebilt"…) Среди западных музыкальных писателей считается хорошим тоном снисходительно посмеяться над пустой, глупой песенкой - капризом великого мастера…А для российских ушей - нет песни лучше! Достоинства песни - не только в заводном рефрене ("ho hey ho"), но и в великолепных мелодических находках, в простой, но эффектной аранжировке. Партия бас-гитары - это шедевр в шедевре! За свою игру на барабанах в альбоме "Band On The Run" Пол удостоился похвалы самого Кита Муна!
Возможно, не все обратили внимание, что "Mrs. Vandebilt" имеет уникальную, замысловатую структуру. Схематично представим ее так:
Инструментальное вступление
Вокальное вступление ("Down in the jungle…")
Рефрен ("Ho hey ho…")
Запев - 6 строк ("When your light…")
Припев ("Leave me alone…")
Рефрен ("Ho hey ho…")
Инструментальное соло
Часть припева - 3 строки ("What's the use of worrying…")
Рефрен ("Ho hey ho…")
Запев - 2 строки ("When your pile…)/ часть припева - 3 строки с измененным текстом ("Run away…")
Припев ("Leave me alone…") с измененным текстом
Рефрен ("Ho hey ho…") повторяется и затухает
Эпизод, называемый в этой схеме припевом, являет собой конструкцию из трех фрагментов, причем средний фрагмент - соло саксофона! Карты путает еще и то, что третья строка запева - такая же, как строки в конце припева. Поразительно, что столь сложное и громоздкое произведение слушается на одном дыхании - весело, динамично, легко!
Англичане и американцы слышат только примитивный, невразумительный текст, а музыку не слышат! Вот факт, красноречиво говорящий о пренебрежительном отношении к этой песне. В последнем номере журнала "Beatlefan" барабанщик Денни Сейвелл вспоминает, как Wings репетировали песни для альбома "Band On The Run" - так песню "Mrs. Vandebilt" он не помнит совсем! (Показательная параллель. На какую песню Битлз больше всего похожа "Mrs. Vandebilt"? Мне кажется, на "Ob-La-Di, Ob-La-Da": такой же позитивный, веселый настрой, похожая партия бас-гитары, столь же неглубокий текст - и такая же судьба в координатах Восток - Запад. В Англии над "Ob-La-Di, Ob-La-Da" принято насмехаться, а у нас ее любят!)
Пусть старшие товарищи меня поправят, но, по-моему, и кавер-версия "Mrs. Vandebilt" существует всего одна - в исполнении ВИА "Веселые ребята", из телепередачи "Бенефис". Сделано в СССР!
Еще немного истории
Это не я придумал, это Пол объявил со сцены на Майдане: "А теперь вспомним историю…" и запел… "Back In The USSR". Рискну предположить, что исторические ассоциации и ностальгические слезы скорее уж вызвала "Mrs. Vandebilt"! Слов нет, "Back In The USSR" - прекрасная песня, и ужасно приятно, что в названии упоминается наша страна, но, кажется, близко к сердцу эту песню советские фаны так и не приняли - по простой причине непонимания текста. С музыкальной же точки зрения "Back In The USSR" - Чак Берри в сопровождении The Beach Boys, выражаясь аллегорически - ближе сердцам американских слушателей, нежели советских. А вот "Mrs. Vandebilt" для многих прочно ассоциируется с молодостью: в 1974 - 1976 годах это однозначно была песня № 1 в Советском Союзе. Она звучала из каждого окна, каждый любитель музыки имел катушку с записью в свой фонотеке (у нас с братом, помнится, было даже две записи - одна приличного качества, но неполная, записанная с эфира радиопередачи "На всех широтах", а другая - полная, но ужасного качества - десятая магнитофонная перезапись).
Как сделать чудо
Лично меня очень интересует вопрос: а как технически удалось осуществить эту затею - заставить МакКартни спеть Нашу Песню? Каков механизм реализации чуда? Ведь путь от наших пожеланий до Майдана складывается из нескольких этапов, на каждом из которых план мог рухнуть. Схематично я себе представляю это так:
Некто добрый, знающий о сокровенных чаяниях российских (ну да и украинских) фанов, обратился к кому-то из организаторов концерта (к человеку с чековой книжкой) с просьбой: неплохо бы, дескать, сделать так, чтобы Пол спел "Mrs. Vandebilt". Что он услышал в ответ? Да, наверное, примерно следующее: "Я вам везу настоящего Пола МакКартни с бас-гитарой, я вам напечатал флаеры, я вам устроил выставку прекрасных художественных картин - и все это бесплатно! Теперь вы хотите, чтобы я продиктовал Полу репертуар. Может, вам еще и майки бесплатные раздать?" В интересах дела, чтобы не сорвать мероприятие, чтобы не обидеть звезду, организаторы должны были отвергнуть беспрецедентную бесцеремонную бесперспективную просьбу.
Допустим все же, что организаторы решились на эту авантюру: обратились к кому-то из окружения МакКартни. Его реакция? Предсказуема: "Сэр Пол сам знает, какие песни ждет от него публика и ни в чьих советах не нуждается. До свидания". Можно долго теоретизировать на тему, какие песни нужно, а какие - не нужно исполнять на концертах, но пойти к Самому с конкретными предложениями? Безумие.
Допустим все же, что менеджер пришел к боссу и передал просьбу! Ответ босса: "Я плачу тебе сто тысяч долларов в год не за то, чтобы ты указывал мне, какие песни петь, а какие не петь. Ты уволен. Следующий!" Это - самый естественный, самый разумный ответ.
Допустим все же, что Пол был в благодушном настроении и благожелательно выслушал просьбу. Лежа в шезлонге где-нибудь на острове Монсеррат, лениво потягивая пино-коладу, он вспоминает: "Так, "Mrs. Vandebilt"… Это из какого ж альбома? Это что же, я теперь должен бросить все, искать эту песню, учить слова, партию бас-гитары, репетировать с группой? А что - если я не потрачу три дня жизни на разучивание этой песни, что-то изменится? Кто-то не придет на концерт, или мне заплатят меньше денег, или моя блистательная репутация от этого потускнеет? Нет, конечно! И чего ради я должен мучаться? Не буду я ничего разучивать, мне и так хорошо! Я лучше нарисую еще парочку картин". Кто осудит его за это?
Допустим все же, что Пол и его команда разучили "Mrs. Vandebilt" и твердо решили исполнить ее на концерте! Опыт подсказывает, что в последний момент все может сорваться по совершенно непредвиденной причине: потеряется листок с текстом, Пол закапризничает: "хочу настоящий саксофон!", электричество отключится перед этой именно песней - все, что угодно может случиться!
На сайте beatles.ru был организован опрос: какую песню хотелось бы нам услышать на концерте в Киеве. Победила, разумеется, "Mrs. Vandebilt"; соответствующая петиция была направлена менеджменту МакКартни, но по вышеизложенным причинам никто всерьез не верил, что Пол споет "Mrs. Vandebilt"! Тем не менее, он спел! Я спрашивал самых компетентных людей, вхожих в самые высшие сферы - как удалось осуществить этот фантастический проект? Не говорят: либо не знают, либо не хотят разрушать ощущение чуда…
Делаем историю сами
Как бы то ни было, нам остается только поблагодарить Судьбу за то, что это случилось. Как мне кажется, впервые Пол сделал такой щедрый жест. Может быть, японцы без ума от пьесы "Frozen Jap", а французы - от "Ou est le Soleil?", да вот не исполняет их Пол на концертах! А нашу песню - исполнил! Это - заслуга всей российской Битломании: тех, кто голосовал на сайте beatles.ru, тех, кто не голосовал, но своей деятельностью помогал создавать благоприятную атмосферу. И особое спасибо - тем, кто реально участвовал в организации концерта: Пинчуку, Корвину, Ваду. Это - подарок всей российской Битломании: тем, кто был на концерте, и тем, кто не был, но услышит "Mrs. Vandebilt" (live from Kiev) в записи. Теперь стало однозначно ясно: не только мы знаем и любим Пола МакКартни, но и он знает и по-своему заботится о нас. Вдумайтесь: мы, скромные российские фаны важны для самого Пола!
Как жить дальше
Конечно, теперь каждый захочет, чтобы Пол МакКартни спел его любимую песню. Скоро Пол начнет новое - и, возможно, последнее - мировое турне. Самое время начинать действовать! В идеале хочется, чтобы Пол исполнил в грандиозной серии концертов, скажем, на Красной площади - песня за песней - все альбомы Битлз, а потом, строго хронологически, все свои пост-битловские альбомы. Этот вариант устроил бы если не всех, то многих! Тем, кто думает, что автор этих строк совсем заврался или оторвался от реальности, сообщу такой факт: пока мы тут сидим, в Лондоне замечательная группа Sparks выступает именно по такой схеме: сегодня, допустим, они исполняют все песни из своего первого альбома "Sparks", завтра - все песни из "A Woofer In A Tweeter's Clothing", затем - все песни из "Kimono My House", и так - всю дискографию! Вот бы Пол МакКартни повторил этот подвиг!
А реально - давайте прямо сегодня откроем кампанию за исполнение на будущих концертах "Monkberry Moon Delight"! И "Medley" из "Red Rose Speedway"… А еще - "Arrow Through Me" и "Suicide"…
С. Шмелев (с выражением благодарности Михаилу Шмелеву и Дмитрию Мосунову за помощь при подготовке этой статьи)