
"Крайне важна так называемая "точка захода", - говорит легендарный композитор, бас-гитарист, продюсер, радиоведущий и, конечно же, увлеченный битломан с более чем 60-летним стажем в эксклюзивном интервью Олегу Мартишину для Beatles.ru.
Владимир Матецкий впервые поделился впечатлениями от каждой (!) битловской пластинки, отметил особые для себя битловские песни, а также проанализировал сложность творческих отношений и легкость искренней любви к искусству.
- Владимир Леонардович, когда и как Вы впервые услышали музыку группы The Beatles, какие это были песни?
- Олег, ситуация вот какая - мне дедушка в конце 1964-го года купил магнитофон "Комета". Мы жили на Гоголевском бульваре, магнитофон покупали на Арбате. Арбат тогда был обычной улицей, троллейбусы ходили, машины ездили - и там был магазин "Электротовары", где мне и купили за двести рублей эту вожделенную "Комету". Событие было значимым, потому что это была довольно крупная сумма, серьезная покупка.
Магнитофоны тогда были трендовыми вещами, дефицитом. Мне было двенадцать лет, я интересовался музыкой, уже несколько лет занимался с преподавателем на фортепиано. Так вот, первые свои записи я сделал, подсоединив коротковолновый приемник "Спидола" к моей "Комете". И среди самых первых записей оказались, как это ни удивительно, и The Beatles , и The Rolling Stones . Точно помню, что мной тогда была записана битловская All I've Got To Do . С этого и началась долгая битловская эпопея в моей жизни.
Я очень быстро продвигался с точки зрения получения информации: круг ребят, у которых были аналогичные интересы, постоянно расширялся. Параллельно с фортепиано я начал осваивать гитару - шестиструнку, конечно же, что принципиально было! - и вскоре у меня появились битловские и роллинговские нотные альбомы: с текстами песен, аккордами, фотографиями. Это была большая ценность.
Также активизировалась аналогичная тусовка в школе - ребята переснимали фотографии групп, кто-то уже этими фотками приторговывал, копеек по 15-20. Помню, мне приносили фото разных групп "на опознание": "Это кто, Beatles ?" - "Да какие ж это Beatles , здесь же пять человек!"
Постепенно информация накапливалась и моё ощущение от "битлов" становилось всё более вдумчивым и многоплановым. С одной стороны, я воспринимал The Beatles как начинающий музыкант - песни, голоса, гармонии, мелодии; с другой - как подросток-фанат, которого интересовала не только музыка, но и прически, битловские сапоги, пиджаки, рубашки - а это были "button-down" рубашечки, очень тогда модные, - такие, с пуговками на воротнике, с планкой или без планки (помню, у Ринго они были особенно нарядными!). Так что всё шло одновременно, плюс само восприятие музыки углублялось - более сложные аккорды, басовые партии, смысл текстов, разбор пения на голоса, понимание того, какую песню кто из "битлов" поёт.
Сразу хочу сказать очень важную вещь: у меня никогда не было и до сих пор нет пренебрежения к людям, которые не владеют музыкальной грамотой. Да, может быть они до конца не понимают всех нюансов музыки вообще и The Beatles в частности, но я считаю, что каждый имеет полное право на своё, индивидуальное восприятие музыки. Действительно, они, такие люди, какую-то из музыкальных составляющих могут упускать, но зато они слышат нечто своё, уникальное. Вот вам пример - один мой знакомый парень тогда, в школьные годы, в конце 1960-х, говорил мне: "Бог ты мой, какие же это грозные и божественные звуки в песне Think For Yourself ! У меня просто мороз по коже!". А для меня эти звуки божественными не были, потому что я уже знал, какой эффект при этом использовался - помните, там был так называемый "fuzz-bass", на котором играл Пол, о нём и шла речь. Короче, два разных взгляда на одно и то же явление - и неизвестно, у кого кайфа было больше...
Сегодня, оглядываясь назад, могу сказать, что вся моя жизнь - к большому счастью! - была насыщена возможностями получить ответы на многие "битловские вопросы" - и не просто у кого-то, а у самого Пола Маккартни , Ринго Старра , Джорджа Мартина , Джайлза Мартина и так далее. То есть моя жизнь мне "подкидывала" невероятно интересные встречи, впечатлениями от которых я с удовольствием готов поделиться.
Вот одна из историй: я был совсем мальчишкой, и вдруг - раз! - одному из моих друзей родители привезли "Beatles For Sale" . Представляете, какое событие - и это было начало 1965-го года...
"Дай переписать" - "Не дам. Приходи ко мне с магнитофоном, переписывай". И я тащу эту свою "Комету", тяжеленную, подсоединяю провода... И ведь ещё нужно было всю информацию с пластинки себе в тетрадку переписать! Помню такой момент: я вывожу на листке названия песен, пишу - Kansas City - и в скобках ставлю две фамилии авторов: Leiber - Stoller.
И вот уже новый "флэшбэк" - на прошлой неделе я "набиваю" мейл Майку Столлеру , как раз одному из авторов Kansas City - а мы с ним долгие годы в дружеских отношениях, - и поздравляю его с днём рождения. И он мне в ответ какие-то тёплые слова пишет... Согласитесь, это удивительно!
Я уже не говорю про встречу с Полом Маккартни , которую организовал в начале 1990-х в Стокгольме его менеджер Ричард Огден . Кстати говоря, я про Ричарда много раз рассказывал, мы с ним до сих пор на связи, он мой близкий друг. Разговор с Полом - это отдельная тема, надо будет как-нибудь нам поговорить про неё...
Или вот ещё история - приход ко мне в программу на "Серебряном дожде" Джеймса Маккартни , сына Пола. Я его в прямом эфире спрашиваю, причём предупредив, что он может не отвечать: "Скажи, Джеймс, папа деньгами помогает?" Джеймс: "Не хочу отвечать на этот вопрос!"
Вот так, годами, накапливались мои "околобитловские" ситуации. Сейчас я просто не могу всё детализировать, времени не хватит...
- Как и у большинства меломанов в те годы, у Вас, вероятно, изначально была разрозненная картина по поводу творчества The Beatles - песня тут, песня там, кусочек мелодии тут, кусочек там. А ...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2775