В прокат скоро выйдет «Присцилла: Элвис и я» — новый фильм Софии Копполы, в котором режиссер «Трудностей перевода» и «Марии-Антуанетты» рассказывает историю брака Элвиса и Присциллы Пресли глазами жены короля рок-н-ролла. У нее получается элегантная драма, построенная на умолчаниях и отсутствиях, — портрет женщины, обреченной на одиночество, пока ее звездный супруг проводит время на гастролях и съемках.
Коппола рассказала журналисту Денису Рузаеву о том, как ей удалось найти небанальный взгляд на легендарного певца и актера.
Кажется, что многие ваши фильмы — в сущности, истории взросления. «Присцилла», заглавную героиню которой и зрители, и Элвис впервые встречают еще школьницей, тоже, по большому счету, именно такова. Почему вам так интересно рассказывать о взрослении?
Мне просто всегда было любопытно, как люди становятся тем, кем становятся, через что они ради этого проходят. «Присцилла» к тому же интересовала меня и как портрет целого поколения женщин — более того, поколения моей матери. Когда я прочитала мемуары Присциллы, по которым написан сценарий, то была поражена тем, насколько узнаваем ее опыт и насколько универсальны ее переживания. На фундаментальном уровне они понятны почти всем девушкам.
Вы начинаете фильм с кавера на Baby, I Love You, песню, написанную Филом Спектором. Сам Спектор говорил, что пишет подростковые симфонии — как позже говорили о своих композициях и Beach Boys. Но затем «Присцилла», напротив, как будто добивается контраста с этим вступлением, стремится к почти клаустрофобной камерности, противоположности симфонического эффекта.
Ого, я никогда не слышала этого выражения — «подростковая симфония», но это интересные и красивые слова. И они подходят. Я люблю музыку Фила Спектора, ее пышность и пафос. И она хорошо подходила для начала фильма, для того, чтобы подчеркнуть, как влюбленность первое время ощущается фантазией — прежде чем героиня столкнется с реальностью и окажется в очень интенсивных отношениях. Музыка хорошо помогала задать эти рамки. Но вообще вы правы.
Мне хотелось передать эпическое чувство первой любви
Почти все рецензии на «Присциллу» называют ее феминистским фильмом. Вы согласны с этим определением?
Я понимаю логику — это все-таки история обретения женщиной индивидуальности, ее освобождения в каком-то роде. Присцилла жила с Элвисом в очень ограниченных условиях, почти в заточении, но нашла в себе силы оторваться от норм своего времени.
Наверное, эпитет «феминистский» уместен по отношению к «Присцилле»
Вот это заточение — пусть и в золотых клетках — как будто переживают почти все ваши героини: и Мария-Антуанетта, и героини «Девственниц-самоубийц», и «Трудностей перевода». Почему вам близок этот мотив?
Женщины так долго были во многом ограничены, лишены тех или иных прав.
И когда ты работаешь с историческим материалом, ты должен учитывать эти реалии и искать способ передать их не только буквально.
Это ведь во многом фильм о скуке — о том, как героиня ищет, чем себя занять в огромном поместье Элвиса, пока он сам все время находится где-то еще.
Нет, не сказала бы, что именно о скуке. Хотя это кажется абсурдным — совершить столько усилий, чтобы попасть к нему в «Грэйсленд», чтобы в итоге все время проводить одной, не имея возможности ни вести какую-то социальную жизнь, ни даже устроиться на работу. Но, на мой взгляд, это в большей степени кино про изоляцию, в которую Присцилла попадает, когда становится Пресли. Она не то чтобы скучала — я же спрашивала ее саму, чем она занималась, пока его не было, и Присцилла рассказывала мне, как и чем увлекалась. Тут важнее контраст — когда Элвис был дома, было шумно, всегда был включен телевизор и радио, а когда он уезжал, она оказывалась в тишине, и часть нее как будто замирала до его возвращения.
Вы очень наглядно показываете, как Элвис пытался вылепить из Присциллы образ, который, как ему казалось, соответствовал его представлениям о женственности.
Да, он определенно пытался переделать ее в такую идеальную женщину, которую он себе представлял. А она была очень юна и пыталась ему угодить, поддавалась на эти его попытки. Но стоило ей повзрослеть, как она попыталась вырваться и найти саму себя.
Как сама Присцилла восприняла фильм?
Мне кажется, она осталась довольна. Я была счастлива, когда она приехала вместе с нами на премьеру на Венецианский фестиваль — и даже расплакалась от чувств после первого показа. Для меня было важно, чтобы мы сумели правдиво передать ее опыт — ведь хотя мы и советовались с ней по ходу работы, все равно многое из того, что она описывает в книге, мы могли только вообразить, и было страшно ошибиться. Но я рада, что она не увидела в фильме ничего преступного с нашей стороны.
Как много свободы у вас в принципе было, учитывая, что Присцилла выступала исполнительным продюсером фильма?
Она доверилась мне — и дала мне свободу сделать тот фильм, который я и хотела. Когда я написала сценарий, мы, конечно, много его обсуждали. Так что для меня это был новый, прежде незнакомый вызов, — найти баланс между тем, чтобы снять то кино, которое я хотела, и тем, чтобы желания самой Присциллы были учтены. Мне кажется, этот баланс нащупать нам удалось.
Эпоха, во время которой разворачивается «Присцилла», — американские 1950-е и 1960-е — очень богато представлена на киноэкране. Были ли какие-то фильмы, на которые вы ориентировались?
Я, конечно, очень многие фильмы тех лет — и фильмы, снятые позже, но рассказывающие об этих десятилетиях — люблю, но конкретных ориентиров в кино у меня не было. Пытаясь передать дух времени, мы больше опирались на фотографии и на хронику, то есть на документа...
https://www.beatles.ru/news/news.asp?news_id=16601