18 ноября (суббота) в клубе Base в Москве состоится фестиваль 50 Years of Rock - концерт, посвященный пяти десятилетиям рок-музыки XX века. В программе - 6 часов живой музыки и 5 трибьют-групп с программами The Beatles , Pink Floyd , Guns`n`Roses , Oasis и Elvis Presley . За битловский сет-лист на фестивале будет отвечать московский коллектив Zebra Band во главе с гитаристом, вокалистом и давним поклонником "ливерпульской четверки" Владимиром "Корнеем" Корниенко - в эксклюзивном интервью Олегу Мартишину для Beatles.Ru он поделился мнением про свои любимые пластинки, премьеру последней битловской песни Now and Then и саундтрек своей жизни.
- Расскажи, какая музыка звучала у тебя дома в детстве, какая была аппаратура?
- Музыку мне ставили на бобинах, у нас был магнитофон "Маяк-205". Когда в детстве я еще не умел говорить, но уже умел плакать и кричать - чтобы этот процесс остановить, мне включали хорошую музыку. Как правило, это было какое-то диско, ABBA "The Album", Boney M "Oceans of Fantasy" - в общем, модная музыка начала 80-х.
Винилового проигрывателя у нас поначалу не было, так как мне всегда хотелось войти в контакт с носителями звукозаписи, поэтому я разматывал бобины и царапал пластинки. И как только появилась возможность, я вскрыл внутренность кассеты и перевернул в ней пленку, чтобы музыка звучала задом наперед - так реализовывалось мое желание разобрать игрушку, посмотреть, из чего она устроена.
А в 4 года мой дядя научил меня держать пластинки правильно, за края, а не абы как, но это не спасало его фонотеку от того, что я пытался слушать пластинки швейной иглой, карандашом или шариковой ручкой.
- Как я понимаю, именно альбомы The Beatles стали для тебя первым осознанным опытом в области рок-музыки?
- В 5 лет мне поставили "Вечер трудного дня" , я понял, что это что-то хорошее и забрал эту пластинку домой. Ритуал ее прослушивания при помощи подручных предметов происходил достаточно долго, и я привел этот винил в достаточно мертвецкое состояние с помощью колюще-режущих предметов.
А потом ставлю у дяди эту пластинку - и она звучит! Даже не помню, что меня тогда очаровало: сама музыка или то, что даже в таком состоянии пластинка еще как-то живет. Чтобы убедиться в этом чуде, я прослушал "Вечер трудного дня" пять раз кряду и запомнил все песни благодаря тому случаю.
Эта пластинка, кстати, до сих пор у меня хранится.
- Какие битловские альбомы стали появляться у тебя потом?
- В конце 80-х, как мне казалось, была массированная реклама The Beatles по советскому ТВ - и это уникальное явление, так как рекламировали альбомы, которые купить было невозможно. Информационное напряжение нарастало, а приобрести желаемые пластинки возможности не было.
Но тут спасали отцы школьных друзей - у кого-то был болгарский сборник "Love Songs" , у кого-то была советская компиляция "Вкус мёда" , и мне даже записали на кассету сборник "Rock`n`Roll Music" - а ведь там были Back in the USSR, Revolution, Birthday и даже Helter Skelter , которые открывали для меня группу The Beatles с другой стороны. Ведь это более поздние, экспериментальные запредельные вещи, и вот там я, конечно, уже попал окончательно.
Помню, кстати, как в 1992 году, в 6 классе, у меня был самый длинный урок математики в моей жизни, когда в дверь класса постучала моя мама и в чуть приоткрытую дверь показала мне кусок "антроповской" обложки "Sgt. Pepper" - а я уже тогда знал, что такой альбом существует и что он является общепризнанным шедевром.
- Твоя самая любимая пластинка The Beatles?
- Одну я назвать не могу, так как "Белый альбом" двойной))) На второе место я поставлю "Сержанта" , а за третье место будут драться "Револьвер" и "Вечер трудного дня" .
"Белый альбом" - самый запредельный, самый анархический документ того, что на это явление вообще невозможно повесить никакой ярлык, поэтому давайте обойдемся простой белой обложкой.
Мне нравится в нем как раз то, что он вне контроля. То, что к тому времени группа устала "держать фасад", как говорится, назревали непреодолимые творческие разногласия; когда один музыкант хочет делать синглом Ob-La-Di, Ob-La-Da , а другой хочет записывать Revolution 9 , понятно, что долго всё это не продлится. Тем не менее этот момент взрыва - он всегда ярок, и похоже, что на этих двух пластинках данный момент как раз и зафиксирован.
Как говорил сам Джон Леннон: "Белый альбом" - это звук распада The Beatles ".
- Ты и Zebra Band будете исполнять 18 ноября на московском фестивале "Белый альбом" вживую от начала до конца. Каково это играть такое большое количество абсолютно разных эмоционально номеров?
- Это своеобразный челлендж - вызов самому себе, в том числе. Но очень помогает, что это твоя любимая музыка, ты знаешь эти песни с детства и это не является для тебя чем-то неестественным. "Белый альбом" , конечно, не самый "концертабельный", в отличие от "Abbey Road" (вот он прямо на одном дыхании проходит) и "Сержанта" , потому что он и построен как концерт концептуально. А "Белый альбом" и "Револьвер" - более расхристанные, более разнообразные работы, не в одной концепции выдержанные вещи. И спасает то, что слушатель любит эту музыку и все знают, какая песня будет играть следующей
- Что думаешь по поводу новых миксов битловских пластинок?
- Работа Мартина-младшего с "Белым альбомом" является моим любимым образцом из всех его пересведенческих экзерсисов. Но мне не нравится новый "Сержант" , потому что убрали микродинамику, возможно из-за современного пристрастия к перекомпрессии всего на свете. Или просто не обратили внимания на этот динамический нюанс, на который, кстати, Джордж Мартин всегда внимание обращал, ну он же и дирижер, и вообще человек более образованный. Так что новый "Сержант" получился слишком ярким, там не оставлено динамики. А в "Белом альбоме" осталась нужная сырость, и его не переманикюрили.
...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2762