Борис Гребенщиков о записи альбома «Радио Африка»
«Посредственность одалживает, гений делает своим».
Музыкальные критики с ног сбились, отыскивая заимствования в популярной музыке. Led Zepellin обвиняют в экспроприации старых блюзов, Дилана и Леннона - в присвоении народных мелодий, люди, не написавшие за жизнь ни строчки, с жадным вниманием считают - кто что у кого взял.
Мне кажется, этот вопрос несущественен в принципе. Важно не то, чье имя стоит в нотах, а то, как данная музыка действует на людей. Делать вид, что ты написал песню, которую написали до тебя другие, на самом деле, просто неинтересно. Напротив, вдохновляться и цитировать созданное до тебя - необходимое условие любого творчества.
Для рассеивания сомнений проследите за авторством мелодики в европейской музыке Средневековья; впрочем, для иллюстрации подойдет и вся история человеческой культуры. Как говорил Дилан: «Важен не я, а песни. Я только почтальон, приносящий их».
А тогда мы брали из мировой традиции все, что нам казалось правильным, и находили этому место в фантазии этого альбома. Герман Гессе когда-то описал великолепное занятие - игру в бисер, в которой вместо фигур используются элементы культуры человечества. И я не могу не отметить, что - с моей точки зрения - на «Радио Африке» мы разыграли весьма симпатичную партию.
Но кто именно ответственен за текст «Ом Хо-Хом, Кукукун ФиФи» - никто уже не помнит. Мне все-таки кажется, что, в основном, Капитан.»
Борис Гребенщиков. Аэростат 482. Радио Африка.
Фото Natasha Hull, июль 1983, СПб, Васильевский остров, после вечеринки в честь премьеры альбома «Радио Африка».
https://www.instagram.com/p/CvR5BClsxRF/...source=ig_web_copy_link&igshid=MzRlODBiNWFlZA==