Скопирую из телеги жены два сегодняшних поста связанные с Ленноном.
Чтобы было понятно почему Леннон, поясняю.
В телеге покупают рекламу. Жена как правило пишет нативный пост, чтоб реклама была в контексте канала.
Чтобы читатель не напрягался от рекламы, через несколько часов после рекламы всегда выходит пост уже исключительно в тематике канала. В этот раз заказали прорекламировать культурное событие которое возможно будет интересно форумчанам.
И нужно было выбрать какое-нибудь произведение сочинённое в указанный период, и чтоб крайняя цифра даты была 4 (непонятно почему такое требование). Жена выбрала песню Джона Леннона #9 Dream.
Далее два поста разграниченные линией.
Картинка с Джоном - ко второму посту.
-------------------------------------------
ЯПОНА МАТЬ!
Снова участвую в образовательном челлендже! Недавно мне написали представители очень любопытного мероприятия, которое пройдёт в Московской филармонии. Они попросили меня, как автора популярного творческого канала, рассказать про любимое музыкальное произведение, написанное в интервале с 1904 по 2024 гг. Разумеется, я приготовила вам эксклюзив, связанный с Японией, а пока освещу подробности про уникальное событие от ребят:
28 июня в Концертном зале имени Чайковского пройдет креативный марафон «Декады»
https://meloman.ru/concert/kzch-2024-06-28/ творческое объединение "Притяжение" (молодой коллектив талантливейших классических музыкантов) объявляет ревизию музыкальной истории «1904—2024». В концерте прозвучат не только знаковые, но также и несправедливо забытые произведения из каждого десятилетия. Очень необычный проект, советую обратить на него внимание.
В детстве я очень много слушала битлов, хотя увлекаться их музыкой начала, как ни странно, с творчества Джона Леннона. Поэтому и рассказать хочу именно о его песне, тем более, культура Японии значительно повлияла на его творчество, да и дерзкая жёнушка Йоко этому поспособствовала.
Выбрала я 1974 год, нежную и необычную композицию под названием #9 Dream (
https://www.youtube.com/watch?v=K8poht52GAs) ("Сон № 9"). У Джона вообще была особо тесная связь с девяткой на протяжении всей жизни. Мне до сих пор слышится, что белиберда в припеве, что-то вроде "Ah, bowakawa pousse, pousse", звучит очень по-японски. На деле же оказалось, что эти строчки ему якобы приснились вместе с мелодией. Даже струнные в этой песне Леннон расположил таким образом, чтобы слушатель прочувствовал атмосферу сна.
Кстати, Джон интересовался Японией еще до встречи с Йоко. В 1965 году он мечтал посетить эту страну и расспрашивал японского корреспондента Хосику Румико (
https://t.me/ukiyoedelicatus/407) (я как-то уже упоминала её здесь) о "борцах сумо и укиё-э". Леннон сказал ей, что у его друга по художественному колледжу была книга со старыми фотографиями Японии, среди которых было несколько "чудесных" снимков борцов сумо. В 1966 году Битлз наконец побывали на гастролях в Японии, и в этом же году Леннон посетил выставку Йоко и нашёл в ней родственную душу: по сути отношения пары начались через искусство!
После того как они сошлись, Джон стал всё больше интересоваться хайку и укиёшками. В интервью 1971 года он говорил:
"Я думаю, что хайку - это самая прекрасная поэзия, которую я когда-либо читал. Я бы хотел упростить свои тексты [и сделать их] такими же красивыми, как хайку."
Вплоть до трагической гибели (в 40 лет!) от рук собственного фаната Леннон неоднократно приезжал отдыхать в Японию, посещал театр Кабуки и старинные храмы. Даже начал серьёзно изучать японский язык. Всего в одном посте не уместишь, так что ждите продолжение. И не забудьте побаловать себя походом на «Декады»
https://meloman.ru/concert/kzch-2024-06-28/. Такое самобытное мероприятие нечасто встретишь!
Жду ваши впечатления в комментариях)
-----------------------------------------------------------------------------
ОЖАБОЧЕННЫЕ!
Приехав в Японию уже вместе с Йоко, Леннон тут же ринулся в антикварный магазин Хагуродо в Юсиме, чтобы собственными глазами увидеть гравюры укиё-э. Владелец магазина, Кимура Тосукэ (1901—1992 гг.), любезно пригласил пару в гости и показал личную коллекцию японского искусства. Джон с восторгом расхватал книжечки с поэзией Басё, Исса и Рёкана, а также картины в стиле "дзэнга" (стиль японской живописи, связанный с практикой дзэн-буддизма) таких известных художников, как Хакуин и Сэнгай. Но особенно Леннону приглянулось небольшое полотно "тандзаку" (вертикальный лист писчей бумаги для стихов и рисования картин), на котором было начертано знаменитое хайку Басё:
Старый пруд:
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине...
По словам Кимуры, Джон крепко сжал листок и воскликнул: "Когда я вернусь в Лондон, я построю здание в японском стиле или хотя бы чайный домик. И сооружу для этого стихотворения специальную нишу, чтобы любоваться на него каждое утро и вечер, как это делал бы японец. Поэтому, пожалуйста, не расстраивайтесь, я не просто так отрываю от вас это произведение".
Недавно вычитала, что впечатливший Леннона монах и художник Сэнгай (1751—1837 гг.) якобы в ответ на хайку Басё нарисовал лягушку (или жабу? подсказывайте мне: она вроде упитанная!) под банановым деревом (рис. 1) и сочинил забавный стишок:
Если найдётся пруд,
я в него сигану,
и пусть басё услышит!
Видимо, это отсылка к тому, что по легенде Басё познал истину бытия благодаря прыжку этой самой лягушки. А банановое дерево по-японски произносится точно также как и псевдоним знаменитого поэта - "басё". Такая вот игра слов и смыслов. Т.е. в данном случае это хайку можно понять в юмористическом ключе: когда прыжок Сэнгая услышал бы не сам поэт Басё, а всего лишь банановый куст "басё".
Кстати, Сэнгай ещё и медитирующую жабу иЖАБразил на подвесном свитке (рис. 2). Любил товарищ амфибий!
P. S. На фотографиях молодой Джон Леннон балуется в номере отеля во время японского турне битлов 1966 года.
#хайку #минуткаистории
https://t.me/ukiyoedelicatus/637