Отзыв о книге от автора путеводителя "Ливерпуль. Битлз" Александра Попова:
--
Книгу под таким примечательным названием я приобрел не так давно в московском магазине «Читай-город». Вышла она в 2022 г. через год после этого было переиздание. Но имеем, что имеем. Тираж 1400 экз. Объем – 757 стр. Солидно.
Это выдающаяся работа. Автор – Дмитрий Карасюк, журналист, летописец Уральского рока. Несмотря на временную слепоту, он проделал гигантскую работу и собрал на страницах книги множество материалов о том, как в СССР узнавали о «БИТЛЗ», любили их, слушали их музыку на магнитофонах и грампластинках, по зарубежному радио и в советском эфире, покупали их пластинки, читали о них в советской и зарубежной прессе, пели их песни на английском и русском языках, бывали на их концертах, отращивали длинные волосы и подражали их стилю в одежде, о том как Пол Маккартни и Ринго Старр приезжали уже в Россию и много еще о чем. Автор, например, сообщает, что одним из переводчиков «Авторизованной биографии «Битлз» Хантера Дэвиса был известный журналист Владимир Познер (скорее всего, это была аудио версия).
Честь и хвала автору. Он собрал в своей книге несколько сотен свидетельств любви к «Битлз», проявленной к этой выдающейся группе советскими людьми в разных видах, включая фотографии. В этот фундаментальный труд включены и свидетельства нелюбви в «Битлз», как со стороны государства, так и отдельных граждан, в основном советских композиторов.
Но, рассказывая в одной из глав о «Битлз» в советском эфире, автор ничего не сказал о советских радиохулиганах из далекого Узбекистана, которые во второй половине 1960-х гг. транслировали западную рок-музыку в эфире на средних волнах. Это были ташкентские радиохулиганы (они называли себя свободными операторами). Благодаря им западная рок-музыка качественно звучала в Ташкенте на средних волнах (сейчас этот диапазон почти не используется) и днем, и ночью. В том числе и в изобилии бессмертные произведения The Beatles.
Мне посчастливилось в 1968-69 гг. провести незабываемое время в «свободном ташкентском эфире». Вещание у большинства ташкентских операторов было на твердую четверку и, например, радиус действия моего передатчика доходил до 50 км. То есть весь Ташкент плюс область. Качество передач у многих операторов мало уступала официальному радио «Маяк», работавшему в средневолновом диапазоне.
Музыку транслировали, конечно, не все операторы, большинство просто переговаривались друг с другом на разные темы. Но рок-музыки в ташкентском эфире было много. Тогда я вышел в эфир и включил «на весь Ташкент» с битловской «I Saw Her Standin’ There». Объявил название песни и сообщил, что семнадцать лет самое время для любви. Сделал, что положено диск-жокею на радио. Через семь лет, в 1975 г. стал ведущим (по-сегодняшнему диджеем) первого дискоклуба Узбекистана.
Большую часть моих трансляций занимала, конечно, музыка «Биттлз». На магнитофонных лентах у меня были записаны все, вышедшие к тому альбомы группы. От «Please, Please Me» до «Sergeant Pepper...». В моих трансляциях звучали, конечно, также Rolling Stones и Animals, Doors и Herman’s Hermits, Kinks и Hollies… А также Сальваторе Адамо и джазмен Бенни Гудман, между прочим приезжавший в 1962 г. в Ташкент. Был еще жесткий француз – Нино Ферер, его песню MIrsa (имя собаки) часто заказывали на повтор. Да, была и такая фишка, как «музыка по заявкам».
Ташкентская молодежь слушала «свободных операторов» очень активно. «Прибегаю со школы, бросаю портфель и включаю приемник, слушать музыку от радиохулиганов, - вспоминала подруга моей жены о тех временах. Транзисторные приемники тогда уже были у многих и рок-музыка из них звучала в молодежных компаниях, ташкентских автобусах, кафе...
Самым изысканным удовольствием было слушать музыку со своего передатчика. Лучше всего на Сквере Революции – в самом центре Ташкенте. Для этого надо было запустить музыку с передатчика и быстренько добраться до Сквера. Благо, что, например, с окраинного Чиланзара добраться в центр на такси можно было всего за десять минут. А дальше полчаса удовольствия. Когда катушка доматывалась до конца, музыка заканчивалась. Но кто-то из домашних мог снова зарядить ленту.
Досадно, что в книге лишь мельком упомянут уникальный путеводитель «Ливерпуль. «Битлз», вышедший в издательстве «Вокруг света» в 2007 г. После поездки в Ливерпуль его написал автор этих строк (консультировала Женя «Битлз» Ененко), лично знакомая с Полом.
На тот момент (специально интересовался) «Ливерпуль. «Битлз» был единственный в Европе тематический путеводитель (исключая Британию), посвященный «территории «Битлз» в Ливерпуле: местам, где они жили, учились, выступали, выпивали, кадрили девчонок… Возможно таким и остается. Жаль, не случилось побеседовать на эту тему с автором. Но не будем о грустном…
Говорят, во втором издании около 400 правок. То есть одна на каждые полторы страницы. Однако! В любом случае, хорошая книга! Заказывайте в интернете. Есть варианты со скидкой. Доставят домой. Буду искать второе издание.
https://dzen.ru/a/ZxF1MgrxsxkRqKEG