Максим Капитановский: «Мне обидно за Москву, но я очень рад за Казань»
Музей социалистического быта в Казани – «абсолютно уникальное место, как Ватикан или пирамиды в Египте, это чудо света». Так охарактеризовал местную культурную экспозицию легендарный музыкант, первый барабанщик группы «Машина времени» Максим Капитановский.
Капитановский прибыл в Казань на IV международный фестиваль живой музыки «Сотворение мира». А поздним вечером накануне «Сотворения» в одной из студий города состоялся пресс-показ уникального документального фильма «Уикенд в Казани», автором которого и является музыкант.
Идея создания короткометражной киноленты возникла у музыканта во время посещения нашего города в феврале нынешнего года. Тогда Максим Капитановский стал почетным гостем открытия Музея социалистического быта и тематической выставки «Джинсы как культ».
«Все знают, что в Казань надо ехать летом. А казанцы считают, что их город хорош в любое время года» - такими словами начинается фильм о нашем городе. Теперь о том, когда и главное – зачем стоит съездить в Казань, знает и Максим Капитановский. Прибыв в столицу Татарстана суровым февральским утром (температура опустилась почти под минус 30 по Цельсию) и пройдя традиционным маршрутом, музыканты попали в Музей социалистического быта на выставку «Джинсы как культ».
«Многие экспонаты – конечно же кич советского времени. Но отчего так сердце пробирает от воспоминаний? Бесплатный хлеб в столовой, обязательная горчица на столах, так называемое «масло для бедных», - задается таким вопросом автор фильма. – А джинсы? Ведь о них мечтал каждый нормальный советский человек! Наверняка каждый помнит свои первые джинсы, как первый поцелуй или первую свадьбу». Яркое подтверждение тому, воспоминания Мэра Казани Ильсура Метшина, который также присутствовал в феврале нынешнего года на открытии выставки (это есть в одном из эпизодов презентованного вчера фильма). «Первые джинсы у меня появились в третьем классе (конечно, были куплены у «фарцовщика»), - вспоминает И.Метшин. – И тогда я решил в них сфотографироваться – а вдруг у меня больше никогда не будет таких штанов». Как сказал М.Капитановский, «выставку посетил симпатичный молодой человек в джинсах – Мэр Казани»
Музей соцбыта – то место, где собрана буквально вся история развития джинсовой культуры в нашей стране. «Здесь собраны все штаны и джинсовые прибамбасы», - говорит Максим Капитановский. Три десятилетия прошлого века – 60-е, 70-е, 80-е годы – джинсы и винил были «иконами» для многих и многих жителей СССР, вторит автору фильма директор Музея соцбыта Рустем Валиахметов.
«Джинсы хотелось абсолютно всем. Это была вершина айсберга. Хотелось одеться поприличней, - продолжает Максим Капитановский, взывая собравшихся вспомнить те времена. – Их хотели и даже носили комсомольские вожаки. Думаете, откуда пошла мода носить джинсы с цивильным пиджаком? После того, как Мик Джаггер и Кит Ричардс презентовали один из альбомов «The Rolling Stones» именно в такой одежде? Ничего подобного! Моду носить джинсы с пиджаками ввели наши передовые комсомольцы».
«Я стал историком. Я занимаюсь новейшей историей нашей страны», - продолжает М.Капитановский. Джинсы же очень прочно вошли не просто в историю теперь уже бывшего СССР, но и практически в историю каждого его жителя. Рустема же Валиахметова Капитановский считает «скромным энтузиастом и коллекционером, хранителем времени». «Мне несколько обидно за Москву, - говорит автор фильма, - Но я очень рад за Казань. Этот музей единственный не только в России, но и в мире. Мы находимся в абсолютно эксклюзивном месте, как в Ватикане или на пирамидах в Египте. Это очередное чудо света».
По словам Капитановского, изначально фильм был рассчитан на 26 минут времени. Однако воплотить авторам удалось не более половины. «Мы говорим «культ джинсов». Откуда он взялся? Фильм, к сожалению, ответов не дает. Надеюсь, в будущем это удастся», - говорит автор «Уикенда в Казани».
Отметим, Максим Капитановский, не только известный музыкант, но и профессиональный документалист. Он окончил сценарный факультет ВГИКа, работал на Центральной студии документальных фильмов и «Моснаучфильме». Автор таких документальных фильмов, как «Пол Маккартни. 73 часа в России» (2003 год), «Не стреляйте в музыкантов!» (2007 год), «Во всем прошу винить Битлз» (2010 год).
По поводу бюджета фильма Капитановский пошутил: «У меня был старенький «Opel», теперь я хожу пешком». «Мы привлекли внимание властей. Нас поддержала общественность», - говорит музыкант и документалист.
Что касается творческой общественности, то музыканты, прибывшие на IV фестиваль «Сотворение мира», оказали нешуточную поддержку Музею соцбыта. В частности, вчера стало известно, что среди новых экспонатов – уникальные подарки от президента фестиваля Андрея Макаревича и гитары с автографами Джона Лайдона и музыкантов группы «Неприкасаемые». Последние, к слову сказать, пообещали прислать в музей еще и коллекцию значков (да-да, собирали и такое).
Как заметил Максим Капитановский, Музей соцбыта «пока не занесен в справочник достопримечательностей Казани». Но это, по мнению, именитого музыканта, дело ближайшего будущего.
http://www.kzn.ru/news/show/25793