"Rock ‘N’ Roll": Когда Джон Леннон вернулся к своим корням
Песни, выбранные для альбома "Rock ‘N’ Roll", посвящены музыкальным корням Джона Леннона, восходящих к временам, предшествовавшим Битлз.
February 17, 2023 By Richard Havers
Зачатки альбома "Rock ‘N’ Roll", восходят к 1969 году и песне, которую Джон Леннон сочинил для альбома The Beatles "Abbey Road". В песне “Come Together” Джон поет “Here come old flattop”, строчку, которая изначально была в хите Чака Берри 1956 года “You Can't Catch Me”. Ее использование побудило музыкального издателя Морриса Леви подать на Джона в суд за нарушение авторских прав. Прежде чем судья смог рассмотреть дело, оно было урегулировано во внесудебном порядке с соглашением, согласно объявлению Леви, о том, что Джон должен был “записать три песни издательства Big Seven [принадлежавшего Леви) для своего следующего альбома”. В результате Джон решил записать этот альбом из каверов рок-н-ролла.
Джон начал работу над альбомом во время своего “Потерянного уик-энда” в Лос-Анджелесе, периода, последовавшего за выпуском "Mind Games". Сессии оказались несколько насыщенными событиями, в немалой степени благодаря тому, что Фил Спектор был приглашен продюсировать альбом и помочь выбрать некоторые песни.
Все песни, которые были выбраны, посвящены музыкальным корням Джона Леннона, начиная со времен, предшествовавших Битлз, и заканчивая выступлениями группы в печально известных клубах Гамбурга, а также концертами, которые они давали в Ливерпуле и его окрестностях до того, как стали знаменитыми.
Сессии "Rock ‘N’ Roll" начались в октябре 1973 года в A&M Studios в Лос-Анджелесе и оказались непростым испытанием для всех участников. Истории о поведении Спектора в студии стали легендой, не в последнюю очередь потому, что однажды он явился на одну из сессий в костюме хирурга.
До этого, как вспоминал Джон в 1980 году, его рабочее соглашение со Спектором было простым: “Я сказал, что просто хочу быть певцом, просто относитесь ко мне как к Ронни [жене Спектора и бывшей участнице The Ronettes]. Мы выберем материал, я просто хочу петь, я не хочу иметь ничего общего с продюсированием, сочинительством или созиданием, я просто хочу петь”. И он спел несколько величайших песен эпохи рок-н-ролла.
Среди тех, кто играл на треках, записанных в Лос-Анджелесе, были гитаристы Хосе Фелисиано, Стив Кроппер и Ларри Карлтон; клавишники Леон Рассел и Доктор Джон, саксофонисты Бобби Киз, Джим Хорн и Плас Джонсон, а также барабанщики Джим Келтнер, Джим Гордон и Хэл Блейн. Это были самые свободные сессии звукозаписи в карьере Джона. И, в конце концов, все это погрузилось в полный хаос, кульминацией которого стало исчезновение Спектора вместе с мастер тейпами. В марте 1974 года продюсер попал в автомобильную аварию, в результате которой впал в кому, и все шансы на восстановление кассет, казалось, были потеряны.
Джон вернулся в Нью-Йорк в середине 1974 года без записей, которые он сделал в Лос-Анджелесе, и поэтому, вместо того, чтобы продолжать работать над альбомом каверов, он начал записывать альбом "Walls and Bridges". Это противоречило его договоренности с Леви, и, несмотря на запись короткой версии “Ya Ya” со своим сыном Джулианом, песни, принадлежащей компании Леви, отношения стали напряженными, и снова возникла угроза судебного разбирательства.
Наконец, мастер-тейпы были получены, и в октябре 1974 года, практически через год после начала работы над "Rock ‘N’ Roll", Джон вернулся на Record Plant в Нью-Йорке с музыкантами, которые работали над "Walls and Bridges". Эти сессии были лучше организованы, а запись оставшихся треков заняла всего пять дней, и Джон почувствовал связь с музыкой, которую он так любил.
На протяжении всего этого альбома чувствуется, что разыгрывается история. Впервые Джон встретился с Полом Маккартни на празднике в саду приходской церкви в Ливерпуле 6 июля 1957 года, где группа Джона, The Quarrymen, играла скиффл и рок-н-ролл. Именно на той неделе песня Литтла Ричарда “Lucille” попала в британские чарты; это была седьмая пластинка, которую певец из Мейкона, штат Джорджия, сумел разместить в британских чартах всего за шесть месяцев. Первым из хитов Ричарда был “Rip it Up” в декабре 1956 года, а на би-сайде была песня “Ready Teddy”. Обе вошли в альбом "Rock ‘n’ Roll", наряду с “Slipin’ and Slidin”, еще одним классическим хитом Ричарда.
Другие треки, которые записал Джон, включают “Ain't That A Shame” Фэтса Домино – третий британский хит новоорлеанского пианиста в начале 1957 года, “Be-Bop-A-Lula” Джина Винсента, песню, которая трижды входила и выходила из британского чарта летом 1956 года, и песня Ли Дорси “Ya Ya”, написанная в соавторстве с Моррисом Леви, которая была включена в альбом "Walls and Bridges". Песня Бена Э. Кинга “Stand By Me” также была включена. Оригинал был выпущен только в начале 1961 года, в то время, когда Битлз поднимали шумиху в Гамбурге. Альбом дополнен треками Бадди Холли, Ларри Уильямса, Ллойда Прайса и Бобби Фримена.
Что сразу бросается в глаза, прямо с первых тактов “Be-Bop'A'Lula”, так это то, с каким уважением Джон относится к этим песням. Это что угодно, только не запись “каверов”. К каждой песне относятся с почтением, и в каждой из них есть что-то от Джона. Его аранжировка “Stand By Me” замечательна, как и его подход к двум песням Чака Берри. Джон играл эти песни и любил их всю свою жизнь.
Из треков, записанных в Лос–Анджелесе, в альбом "Rock ‘n’ Roll" вошли четыре - “Bony Moronie”, “Just Because” и две песни Чака Берри. Все остальное было записано и сведено в Нью-Йорке, причем Джон стал единственным продюсером.
Снимок обложки альбома был сделан...
https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=2514