Сейчас мало кто помнит, но в 90-х в России выходил журнал BeatlesBeat. Сейчас в эпоху интернета, когда практически всё доступно, трудно оценить истинное значение этого журнала. Но тогда, это было лучиком света, казалось чем-то нереальным, в России и вдруг Битлз журнал. Журналом его можно было назвать условно, скорее это напоминало брошюрку, но сам факт того, что в нашей стране кто-то, пусть «на коленках», но стал выпускать периодическое издание полностью посвященное Битлз, было фантастикой. А само содержание журнала? Это что-то невероятное. Хантер Девис и рядом «не валялся».
Более того, издатель BeatlesBeat Сергей Шмелев в своем журнале смело указывал на ошибки Хантера Девиса в написанной им биографии Битлз. Какой-то битломан из Нижнего Новгорода, указывал ни кому-нибудь, а официальному биографу Битлз, и надо заметить — справедливо. Ну как можно было ошибиться например в дате знакомства Леннона и МакКартни? И не числом, и даже не месяцем, а годом!? И таких нелепых, но очень значимых ощибок в биографических книгах Битлз полно. А представляете себе состояние битломанов, которые уже со стажем, собрали все альбомы Битлз, и думают, что Битлз распались и новых записей быть не может, хотя душа требовала еще, но они переслушивали в сотый раз «Rubber Soul», вдруг из «BeatlesBeat» узнают , что помимо официальных студийных записей, есть еще записи, которые официально не издавались, но они реально есть и называются бутлегами. Это всевозможные концертные записи, например последний концерт Битлз 29 августа 1966 года в парке Candlestick в Сан-Франциско, который имеет историческое значение. Это всевозможные студийные записи, которые не попали в официальные издания, и в которых можно найти другие версии песен, и надо заметить, зачастую не хуже, а то и лучше официально изданных.
И думаешь, почему Битлз остановились именно на этой версии, а не на другой. А можно найти песни, которые вообще не издавались. У обычных битломанов появилась возможность почувствовать себя Джорджем Мартином, историком, археологом и переместиться прямо в то место, где создавались шедевры, услышать их «сырые» варианты, сам процесс работы, сам момент рождения песен. А чего стоит "Puttin' On The Style", целых 27 секунд песни, записанной в день знакомства Джона Леннона и Пола МакКартни 6 июля 1957 года. Сказать, что это историческое значение, не сказать ничего. Это Святой Грааль в Битлз мире. И всё это мы узнавали из журнала BeatlesBeat.
Всего было выпущено 20 номеров. Сейчас этот журнал не выпускается, он уже давно имеет коллекционную ценность, найти его нереально. Тем у кого в коллекции есть хотя бы несколько номеров BeatlesBeat, можно только позавидовать. Ну а у кого все 20, это счастливые люди, они обладают кусочком битловской истории России 90-х.
Предлагаю вашему вниманию интервью с создателем журнала «BeatlesBeat» Сергеем Шмелевым.
- Сергей Юрьевич, расскажите о себе, с чего началось увлечение, когда впервые услышали Битлз?
Я 1960 года рождения. Мой отец, Юрий Михайлович, был большим любителем музыки, прекрасно играл на гитаре. В доме всегда звучала музыка, я ей увлекся еще в бессознательном возрасте. И когда в начале 1969 года по телевидению показали детский телеспектакль «Калиф-аист», я сразу запомнил песню главного злодея: «А я калифа самого на удочку поймал… Как это мило, что я громила!..» и т.д. Мальчишки во дворе, сказали, что вообще-то это песня Битлз! Как оказалось много лет спустя, громила пел переделанную “Can’t Buy Me Love”… Это был «первый контакт». А увлекся рок-музыкой как все – в 14 лет. Помню, к родителям кто-то пришел в гости с магнитофоном на батарейках и завел музыку. Это были Битлз! Впечатление от их энергии, веселой агрессивности было ошеломляющим. На следующее утро начал поиск записей Битлз, да, собственно, занимаюсь этим по сей день.
- Как отнеслись к увлечению ваши близкие?
Родители любили музыку совсем другую и поначалу отнеслись к моему увлечению отрицательно. Сейчас это трудно представить, но в то время увлечение западной музыкой осуждалось не только официальной пропагандой, но и большинством общества. «Кто сегодня слушает джазт, тот завтра Родину продаст». Слушать рок – это значит, официально противопоставить себя комсомольской организации, школе, партии и лично товарищу Леониду Ильичу Брежневу. При Сталине (всего за 20 лет до того) это была бы чистая статья 58.10. Поэтому неудивительно, что все вокруг были против. Но мама быстро оценила веселые танцевальные ритмы во многих рок-поп-песнях, а отец как музыкант не мог не почувствовать красоту многих песен Битлз. Младший брат Михаил после недолгого сопротивления вскоре тоже увлекся рок-музыкой, и тут уж наши победили.
- Как к Вам пришла идея журнала BeatlesBeat?
Году примерно в 1990 я изготовил два номера музыкально-юмористической газеты «Ливерпульская правда», она даже упоминалась крупнейшим американским Битлз-журналом “Beatlefan”. Это была просто хохма, а идея издавать журнал пришла, когда на работе появился компьютер. Я в то время переписывался (рукописным способом через «Почту России») со множеством любителей в России и за рубежом, одни и те же новости приходилось переписывать по десять раз. Вот я и надумал оформить новости в виде маленького любительского журнальчика.
- Какие сложности были в издательстве? Как распространяли журнал, через какие каналы, как находили читателей?
Сложностей было множество! Я сам набирал текст на компьютере, но типографии с трудом справлялись с версткой и печатью – то ли они технически отстали, то ли не хотели заниматься. В то время (1994 – 1998 гг.) все хотели печатать этикетки для товаров, журнал, да еще малотиражный никого не интересовал. Я печатал в разных типографиях и почти всегда – с помощью кого-то из типографских любителей муз...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2730