Уф! Чуть ли не год кропал в черновиках сей непосильный, неблагодарный и, возможно, никому не нужный труд :)) Ну вот, наверное, закончил. Скорее, от извечного стремления доводить до конца начатое, чем из посыла необходимости этих записок.
О лицензировании музыки в сети немало материалов. В контексте этих заметок мы будем рассматривать узкий спектр общемирового явления – лицензионную политику Всесоюзной фирмы грамзаписи (ВФГ, позже - ВТПО) «Мелодия», - конкретно будем, в основном, касаться тех лицензионных записей, которые обозначались на пластинках шифром С-60 и С-62 (эстрада, джаз и похожие проявления). О классике, аутентичном фольклоре, детских и разговорных пластинках речи здесь почти не будет, ибо в этом я совершенно не разбираюсь.
Как-то так...
Лицензионная деятельность в музыкальной сфере непосредственно связана с охраной авторских и смежных прав, поэтому сначала - об этом.
Вообще, в СССР охрана авторских прав существовала с 1925 года. До этого времени все опубликованные произведения национализировались, а автор получал только единовременное вознаграждение (гонорар) при первой публикации. Далее любое физическое лицо или организация могли использовать опубликованное произведение без выплаты авторских отчислений. В 1925 СНК все же изменил законодательство и принял «Постановление об авторском праве», которое предусматривало оставление за автором всех прав на произведение в течение 25 лет после первой публикации. Для утверждения в авторских правах не требовалось регистрации или лицензирования – охрана авторства автоматически начиналась с момента опубликования произведения, автор мог получать вознаграждение за каждую новую публикацию в течение указанного срока, а в случае нарушения противоправное действо могло быть обжаловано в суде. Впрочем, постановление действовало только в пределах Советского Союза, никоим образом не затрагивая прав зарубежных авторов. Кроме того, постановление касалось только литературных произведений и технических новшеств, не затрагивая музыкальную жизнь никоим образом.
Это дало волю граммоиздателям (в том числе государственным), которые с удовольствием печатали бы пластинки зарубежных исполнителей, не уплатив за это ни копейки, но широкомасштабную экспансию забугорной музыки в граммоиндустрии сдерживал идеологический фильтр - негоже было революционному народу слушать буржуйскую музыку. Кое-что, впрочем, проникало сквозь "революционный занавес".
Советские пластинки с музыкой в исполнении зарубежных исполнителей. 10е-30е годы. На них не всегда печатались наименования исполнителей
Все это продолжалось почти полвека, менялись только сроки охраны авторства: в 1928 этот срок был увеличен на всю жизнь автора плюс 15 лет после его смерти, с выплатой авторских после кончины родственникам усопшего. Таким образом, СССР максимально приблизил свое законодательство в области авторских прав к существовавшему тогда европейскому, но только внутри страны.
В 1961 вышла новая редакция, уже в виде Закона. Основные положения Закона, впрочем, соответствовали Постановлению 1928 года. Авторские права забугорных субъектов, опять же, законом не регулировались никак. Но впервые в закон были введены формулировки, касающиеся защиты авторов музыкальных произведений - внутри страны, но никак не вне ее.
А копии зарубежных пластинок продолжали издаваться безвозмездно, то есть даром - неважно, соглашались исполнители на такой расклад, или нет. А у издателей оригинальных записей и вовсе никто разрешения спрашивать не собирался.
Продукция "Грампласттреста", совнархозов и "Мелодии" по части импортного репертуара. 40е- 60е годы
Впрочем, еще до 61го, обнаружилась обидная деталь. Продукция советской звукозаписывающей промышленности продавалась практически только в СССР – за границей ее не знали. Попытки же выхода со своими грамзаписями на международную арену терпели крах: советские производители грамзаписей представляли из себя разрозненную сеть заводов и студий, принадлежащих местным совнархозам, и не было в их действиях и подборе репертуарной политики особой централизации, эдакого «кулака», способного изменить ситуацию.
Одной из целей создания единой государственной звукозаписывающей компании и было – выйти на международный рынок со своим винилом.
В 1964м была создана ВФГ «Мелодия» , объединившая под своим логотипом все сколько-то значимые предприятия по записи фонограмм и производству пластинок (а незначимые были либо распущены, либо отданы в распоряжение отделов культуры обл- и горисполкомов, превратившись в т.н. «студии звукозаписи», записывающие «звуковые письма» на открытках, а позже переделанные под магнитную запись).
С самого начала своего существования «Мелодия» развила бурную деятельность, направленную на экспорт советской музыки за рубеж. Поскольку права на внешнеторговую деятельность советская фирма грамзаписи не имела в принципе (почему – вопрос интересный, но не ко мне), ее интересы на международном рынке представляла советская экспортная организация «Международная книга» (на иностранные языки название не переводилось – в договорах указывалась транслитерация названия в алфавит страны заключения контракта).
При первых же попытках продать свою граммопродукцию за бугор, выяснилось немного неожиданное обстоятельство: зарубежные звукозаписывающие лейблы, готовые, в принципе, покупать и печатать советскую музыку, сделать это законным образом никак не могли. СССР не присоединился ни к одному международному договору в области защиты авторских прав (в т.ч. не подписал главный документ – Женевскую Всемирную конвенцию 1952 года), и все изданные пластинки на территориях стран-подписантов таких договоров были бы немедленно признаны контрафактом. Конечно же, было совершенно непонятно, каким образом производить оплату за изданные диски и ко...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2726