Начинается это еще на вокзале и преследует, куда ни повернись. Гигантские надписи в витринах музыкальных магазинов: “Здесь “Битлз” покупали гитары”. Колоссальный стенд: “Содовая вода Леннона”. Над каждым ресторанчиком неон оповещает: “Здесь играли “Битлз”, “Здесь все началось”.
В фойе музея “Город “Битлз”, открытого в апреле 1984 года, толпятся преданные поклонники 60-х годов: у одних длинные волосы, а на макушке, у кого сильно, у кого чуть-чуть, просвечивает лысина, майки с портретами “Битлз”. Другие уже давно постриглись, надели стандартные костюмы, повязали галстуки, сюда приехали вспомнить мечты молодости. Родители привезли своих семнадцатилетних отпрысков: хотят показать им нечто такое, что трудно понять тому, кто этого не пережил. Японские туристы прилипли к стендам, где колонки цифр рассказывают, сколько “Битлз” заработали все вместе, сколько каждый по отдельности. В фойе продают фартуки, тарелки, зеркальца с портретами “Битлз”, плакаты, фотографии, открытки, видеокассеты, пластинки, брелоки для ключей с пластмассовыми головами “Битлз”, наклейки на чемоданы с портретами всех сразу или каждого в отдельности, брошюры “По следам “Битлз”, “Брат о Поле”, “Пол о себе” и тому подобные; для детей - кубики, лото, мозаика,чтобы из кусочков составить портреты Джона, Пола, Джорджа, Ринго; настенные часы, играющие четыре песни “Битлз”, пластиковые сумки с надписями “Битлз” вернутся”, “Битлз” навсегда”. Дамские трусики с головой Джона, Пола, Джорджа, Ринго, фаянсовые кружки в форме их голов: откиньте волосы и можете пить из Джона, Пола, Джорджа или Ринго.
Сам музей все же немного исправляет первое впечатление, если посетителя не остановит цена входного билета - два фунта.
Ливерпудлийцы 1 несколькими фотографиями напоминают историю своего города, когда-то важнейшего порта Великобритании. В XIX веке через него проходило 46 процентов товаров всей мировой торговли, здесь были устроены первые в истории мореплавания доки, сюда пришла первая железная дорога, на его верфях строили такиеморские гиганты, как “Титаник”...
Ливерпуль, когда-то второй по значению город Британии, давно утратил свое положение. Верфь пришла в запустение, а торговые корабли идут в более современные порты. Закрытие верфи привело к увольнению судостроителей огромные складские помещения пустуют и постепенно разрушаются, многие торговые фирмы обанкротились. Обезлюдевшие припортовые кварталы, дома с заколоченными дверями, с выбитыми окнами создают устрашающие декорации города-оборванца. Это впечатление усиливается ещеи от того, что Ливерпуль так и не залечил раны, нанесенные бомбардировками во время второй мировой войны: весь город покрыт пустырями, превращенными в свалки, поросшими крапивой и лопухами, а кое-где еще торчат остовы разбомбленных домов.
Потеря доверия со стороны предпринимателей - тяжелейшая утрата для ливерпудлийцев. За последние двадцать лет город покинула треть его жителей. Удар за ударом наносит концерн “Лукас”, который закрывает свои заводы по производству деталей для электронных устройств. Закрылся автомобилестроительный завод “Лейланд”, сокращают производство другие фирмы.
В довершение всего в апреле 1984 года городской совет вынужден был объявить себя банкротом, поступления в казну оказались намного меньше расходов. С первого апреля 1984 года Ливерпуль живет без бюджета, располагая только деньгами, которые удается заработать на “Битлз” и на сдаче в аренду киностудиям пустырей и развалин. Поэтому и такой ажиотаж вокруг знаменитой четверки. Поэтому и транспаранты на всех шоссе и железных дорогах зазывают посетить “город “Битлз”: “Эту поездку вы будете помнить всю жизнь”. Поэтому столько объявлений в газетах, утверждающих, что “вас ждет такое множество захватывающих “Битлз”-приключений и “Битлз”-аттракционов, которых не было даже в пору, когда всемирно известная группа здесь выступала. Нет лучше времени для посещения родины “Битлз”, нежели теперь”.
По мысли отцов города, “Битлз” должны спасти Ливерпуль.
Абсурднее ситуацию трудно выдумать. В пору, когда они здесь выступали, местные власти отнюдь не баловали их вниманием, скорей напротив: мужи, заседавшие в городском совете, утверждали, что эти четверо портят молодежь своими “хулиганскими” выходками, развращают ее своими длинными волосами, подрывают общественную мораль своими едкими шутками. Еще в 1973году власти распорядились снести “Каверну”, сначала погребок, а потом клуб, где в начале 60-х четверо парней собирали толпы местных подростков. На месте “Каверны” была устроена стоянка для машин. Теперь, когда “Битлз” стали “нашими милыми земляками”, члены городского совета рвут на себе остатки длинных волос, досадуя на такую недальновидность.
Двадцать с лишним лет назад “милые земляки” выступали в обшарпанных закутках в районе южных доков. С фотографий тех лет смотрят мальчишки с твердым взглядом, из рукавов черных кожаных курток торчат длинные руки, штанины - едва до лодыжек. Джон Леннон говорил: “Я так себя вел, что родители других ребят, в том числе и отец Пола, велели: “Не дружи с ним”. Они инстинктивно чувствовали, что я чужак, что я не приспосабливаюсь и влияю на их дитятю, чтоб тоже не приспосабливалось...”
В музее есть видеозаписи важнейших выступлений “Битлз”, газеты тех лет с их интервью, документальные фотографии и комментарии к ним. Сегодня они производят комический эффект. Что в 1963-1964 годах блюстители общественной нравственности называли “хулиганским” видом? Ведь к тому времени четверка уже была одета их менеджером Брайаном Эпштейном в дов...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=299