СОТВОРЕНИЕ УСПЕХА
Музыка шведского квартета «АББА» хорошо известна в нашей стране. Выпущено несколько долгоиграющих дисков, мелодии ансамбля звучат в радио- и телевизионном эфире. А вот теперь любители современной эстрадной музыки получат возможность увидеть этот коллектив и на большом экране.
В жанровом отношении выходящий в наш прокат фильм «АББА» (производство Швеция — Австралия) традиционен. Это фильм-концерт, запечатлевший выступления ансамбля во время триумфального гастрольного турне по Австралии. Есть здесь и сюжетная линия. Но как это часто бывает в музыкальных лентах, нехитрая, чисто служебная драматургия является лишь оправой музыкальных номеров. Примечательно, что режиссер картины Лассе Хальетрём (он, можно сказать, летописец группы, автор всех их рекламных роликов и телевизионных шоу) работал по сценарию в... пять страниц текста.
И, разумеется, в центре зрительского внимания оказывается вовсе не история о радиорепортере, пытающемся добиться интервью у членов квартета, а сами они—во всем своем сценическом своеобразии. Мелодии, исполняемые ансамблем с экрана, в большинстве своем нам знакомы. Это знаменитые шлягеры «Деньги, деньги, деньги», «SOS», «Танцующая королева», «MammaMia» и многие другие, не менее известные. Это и «Ватерлоо» —задорная, энергичная песенка, которой ансамбль выиграл в 1974 году фестиваль Евровидения в английском городе Брайтоне. Успех группы нарастал как снежный ком: гастроли по Европе. США. Австралии, «золотые» диски, телевизионные шоу. И сегодня их называют «поп-группой № 1». Видимо. не зря. В это.м убеждает их каждый концертный номер — своеобразный микроспектакль, тщательно отрепетированный и красочный. Участники квартета Агнета Фельтскуг, Анни-Фрид Лингстад, Бенни Андерссон и Бьёрн Ульвеус создают эффектное театрализованное действо, которое умножает силу эмоционального воздействия исполняемых песен.
Наверное, правы те знатоки современной поп-музыки, кто относит ансамбль к «мейнстриму» легкой музыки, ее усредненному, музыкально и эстетически облегченному течению. Правы, видимо, и в том, что «АББА» в гармониях, поэтической выразительности и художественном чутье уступает, скажем, квартету «Битлз». И все же музыка «АББА» привлекла к себе миллионы поклонников во многих странах своими бесспорными достоинствами. Она мелодична, распевна, богата различными настроениями: от игриво-веселого до романтически-ностальгического. Есть в ней подкупающий лиризм, милая задушевность, искренность интонации. Секрет успеха— и в уникальной слаженности четверки, их отточенной вокальной технике. Вместе со своим «крестным отцом», директором музыкальной фирмы «Полар» Стигом Андерсоном они умеют так аранжировать трехчетырехминутную композицию, что она приобретает присущее только данному ансамблю звучание. Мы увидим на экране, как они самозабвенно репетируют, готовясь к очередному концерту. Нравится в них и отсутствие экстремизма в музыке и эпатажа в поведении, свойственных многим поп-ансамблям на Западе. Да, это одаренные люди, талантливые, опытные исполнители, поистине фанатически преданные своей профессии. Потому и закономерен их успех.
Мир шоу-бизнеса—явление неоднозначное, противоречивое. И нужно отдавать себе отчет, что феномен успеха шведской четверки несет на себе «родовые пятна» общества, в котором он возник. Речь здесь идет о шумихе и истерии вокруг эстрадных звезд, которыми, как это показано в фильме, ловко пользуются многочисленные коммерсанты. «АББА» везде и всюду: на глянцевых обложках журналов, в витринах, на воздушных шарах, на телеэкранах, на гольфах, на сумках, на майках. Идет бойкая торговля всякой всячиной, ценной только потому, что на ней—улыбающиеся физиономии двух девушек и двух парней и инициалы их имен, слившиеся в звучное имя популярного ансамбля. Культ поп-звезд породил целый полуязыческий ритуал, своеобразную религию идолопоклонничества, и документальная камера создателей ленты зафиксировала выразительные приметы искусно срежиссированной « АББА-мании».
При всех положительных качествах творчества ансамбля нельзя забывать о присутствии, пусть неприметном на первый взгляд, коммерческого расчета. За видимой спонтанностью рок-действа —продуманность биржевой операции, в которой человеческие эмоции и реакции высчитаны и запрограммированы. Понимают это и сами исполнители: в одной из самых выразительных своих композиций, которая так и называется «Я—марионетка», они с долей горькой самоиронии поют о куклах, движения которых скованы, механичны, подчинены некоей внешней силе.
Создатели фильма намеренно идеализируют своих героев, окутывая их флером музыкальной самозабвенности. опуская те детали и житейские штрихи, которые могли бы показаться прозаическими. Подобные идеализация и мифологизация вообще свойственны волне музыкальных фильмов о звездах «поп» и «диско» . Поэтому и немудрено, что за кадром осталось многое, существенное. Ну, например, из фильма можно понять, что сам ансамбль вроде бы совсем не имеет отношения к коммерческой свистопляске вокруг гастрольного турне.
«Деньги для нас не так важны»,—замечает один из них на пресс-конференции. А между тем факты свидетельствуют, что самая прибыльная и стремительно растущая корпорация в Швеции отнюдь не автомобильный гигант «Вольво», а «АББА». Как и многие другие западные звезды, члены ансамбля весьма практичны и рациональны. Музыка музыкой, а бизнес есть бизнес. Не чураются они нефтяных сделок, торговли недвижимостью и вычислительной техникой. Владеют одной из крупнейших в Европе картинных галерей. Вспоминается невольно их широко известный рефрен: «Деньги, деньги, деньги — этот мир для богатых...»
Искусство, а тем бо...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2713