О "Битлз" уже давно известно все. О них, кажется, написано больше того, что знают о себе сами бывшие участники знаменитой ливерпульской четверки. Впрочем, это вполне естественно, ведь удачно придуманное название "Битлз" давно стало нарицательным. И как-то совсем забывается сегодня, что звучит оно всего лишь как "жучки" (в подражание "Сверчкам" — группе одного из первых авторов — исполнителей рок-н-ролла 50-х годов — Бадди Холли), но пишется так, как будто происходит от многозначного в английском языке слова "beat" (пульс, удар, ритм).
Не успевшие до конца разобраться, что они являют собой в современной музыке, "Битлз" вдруг становятся символом нарождающегося в начале 60-х годов молодежного движения, синонимом его культуры — рок-музыки. Когда время относительного благополучия "безликих 50-х", как называли эти годы на Западе, подошло к концу, с особенной остротой ощутили это дети Запада. Дети "безликих 50-х" решили построить "свой" мир, свою культуру, не заметив, что культура эта рождалась из старой. Так, свою музыку они создали по сути дела, из той, что звучала до них, прежде всего — из американо-негритянских песен-танцев 50-х годов, из рок-н-ролла. На этой основе и появились на рубеже 50-х и 60-х годов и новый тип вокально-инструментального ансамбля и новая песня.
Далеко не случайно, что заслуга эта приписывается в первую очередь "Битлз" - ведь именно участники этой группы выросли (буквально и профессионально) в рабочих портовых городах — Ливерпуле и Гамбурге. "Битлз" стали символом нового движения не только благодаря определенному стечению обстоятельств (в конце концов, в том же Ливерпуле были и другие группы), но прежде всего потому, что не побоялись "попробовать на вкус" всю ту музыку, что звучала в их родном городе и нравилась молодежи — таким же ребятам, как они сами. Ритмы, напевы, слова, которые были на слуху у каждого, они сумели переплавить в единое целое и вдохнуть в этот "сплав" свежий воздух подлинной жизни. В 1959 году давно дружившие Джон Леннон (9.10.1940 — 8.12.1980) и Пол Маккартни (р. 18.06.1942 г.) и присоединившийся к ним Джодж Харрисон (р. 25.02.1943 г.) начинают выступать у себя на родине (прежде всего, в знаменитом клубе "Каверн") и в Западной Германии сначала как гитарное трио. Позднее к ним присоединяются другие музыканты; в 1961 году уже под названием "Битлз" коллектив впервые записывается на пластинку в качестве аккомпаниатора певца Тони Шеридана (кстати, продюсером пластинки был известный западногерманский композитор Берт Кемпферт). Тогда же "Битлз" знакомятся с барабанщиком другой ливерпульской группы Ричардом Старки (он же Ринго Старр, р. 7.07.1940 г.), который впоследствии окончательно присоединится к ним. Официально "Битлз" начинаются в сентябре 1962 года, когда их менеджер Брайан Эпстейн подписывает контракт со звукозаписывающей фирмой "Парлофон" — другие, более крупные компании Эпстейну отказали. Тогда же фактически пятым участником коллектива становится звукорежиссер - продюсер Джордж Мартин.
Начинается первый этап самостоятельного творчества "Битлз": многочисленные концертные турне, записи на пластинки, выступления по телевидению, съемки двух игровых музыкальных кинолент — "Вечер трудного дня" и "Помоги!" режиссера Р.Лестера. Начинается и пресловутая "битломания", смысл которой станет ясен лишь позднее - тогда, когда к середине 60-х годов наберет силу молодежное движение за свою собственную культуру, в политике получившее название "новых левых". Однако массовая культура уже успела подготовиться к этому движению "поп-модой", ориентированной на молодежь — похожей на подростка манекенщицей Твигги в мини-юбке. Казалось, что и ливерпульская четверка стоит с ними в одном ряду...
Но в 1964 году "Битлз" лично знакомятся с американским бардом Бобом Диланом. "Если бы не Дилан, я так и не узнал бы, что песня — это нечто большее, чем просто "ах, люби, люби меня" - признавался позднее Леннон. И прежде в эту основную тему песенной лирики Леннон и его друзья вносили нечто свое: тему простых рабочих парней. "Вечер трудного дня — я работал как вол", — такое в бродвейской песне, задавшей тон всей западной эстраде, ранее и представить было невозможно. После встречи с Диланом (тогда еще выступавшим без сопровождения рок-группы) выяснилось, что и в мире поп-музыки и в том большом мире, который эта музыка отражает, существует не только любовь. "Битлз" и Дилану удалось первыми доказать, что по сути дела между этими мирами нет непроходимых границ и открытый взгляд на большой мир с эстрады или из студии грамзаписи может многим и на многое открыть глаза.
Для иных поклонников рок-н-ролла - ровесников "Битлз" - этот второй этап их творчества - навсегда остался главным, однако сами "Битлз" пошли дальше. Отказываясь служить "битломании", они полностью прекращают всякую концертную деятельность и сосредотачиваются на записи долгоиграющих пластинок. Альбом "Оркестр клуба одиноких под управлением Сержанта Пеппера", вышедший в июне 1967 года, не только открыл заключительный — третий этап в творчестве "Битлз", но и стал значительной вехой в развитии современной популярной музыки. Фактически впервые (приоритет этот у "Битлз" может оспаривать только американский музыкант Фрэнк Заппа) долгоиграющая пластинка из почти случайного набора 10—12 песенных номеров (нередко уже известных по "сорокапяткам" превращается в единое художественно законченное целое из песен, инструментальной музыки, шумового "компонента". Впервые концерт пластинки представлял собой самостоятельное произведение искусства, впервые на нем были напечатаны тексты всех песен, впервые заглавная песня ближе к концу второй стороны диска появлялась в другой аранжировке, в виде своего рода репризы.
Потом были и рок-песни протеста ("Дайте миру шанс" Леннона, "Верните Ирландию ирландцам" Маккартни), и сказочная фантастика в духе "Алисы в стране чудес" ("Я — морж"), и реалистический быт ("Пенни Лейн", "Леди Ма...
https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=2128