Часть 1
Лето 1967 года вошло в историю как "лето любви". Но каждому лету предшествует весна, и такой "весной" в культурном и художественном смыслах для поколения "детей цветов" стала запись группой "Битлз" на студии Аbbеу Road своего восьмого по счету альбома, состоявшаяся весной 1967 года. Он назывался Sgt Peppers Lonely Неаrts Club Ваnd, оказал огромное влияние на современников и позже много раз становился "самым-самым" в различных категориях, — но тогда участники записи об этом не знали. Напротив, они сильно опасались неприятия и непонимания, создавая новаторский экспериментальный альбом, причем от лица вымышленного ансамбля.
Тем не менее, запись происходила в беспрецедентных условиях. "Битлз" находились в самом расцвете своей славы и могли позволить себе практически все: любые условия записи, любые эксперименты, любое студийное время, любых сессионных музыкантов. Джордж Мартин, бывший глава "Парлофона", к тому моменту был уже независимым артистом и работал над альбомом в качестве приглашенного продюсера. Как он вспоминал позже, ради "Битлз" фирма EMI готова была поменять местами землю и небо. В распоряжение группы предоставлялись любые студийные помещения в любое желаемое ими время. Им были позволены любые эксперименты и неограниченное время на запись. Остальные артисты знали, что "Битлз" имеют приоритет. Наверное, только в таких условиях и можно было создать альбом столь сильно отличавшийся от общепринятых стандартов, что после него стали говорить о том, что "Битлз" превратили поп-музыку в искусство.
К чести команды, они использовали эту возможность для создания действительно достойного произведения. Основных участников записи было шестеро: Джордж Мартин — продюсер, аранжировщик и дирижер, Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Стар, а также Джефф Эмерик (Jeoff Emerick) — бессменный инженер записи. Они имели в своем распоряжении всего лишь четырехдорожечные магнитофоны и самое примитивное по нынешним меркам оборудование — но самое передовое и лучшее для 1967 года, другого на Аbbеу Road не использовали. Правда, эта самая "примитивность" оборудования не такая уж однозначная. Да, было ограничение по числу дорожек, одновременно доступных для записи — всего четыре, — но зато все оборудование было ламповым... да, почти не было эффектов - но разве достигли цифровые ревербераторы качества живого звучания студии 1 Аbbеу Road? А легендарные "Нойманы", в которые пели "Битлз", в наше время стали мечтой каждой студии! Дорожки записи на тех четырехдорожечных машинах были шире, чем на современных магнитофонах, и это позволило прекрасно сохраниться старым записям.
Но если "весной лета любви" был выход "Сержанта Пеппера", то для самого "Сержанта" такой "весной", или предтечей, по мнению Джорджа Мартина, была запись песни Strawberry Fields Fоrеvеr. Вошедшая в альбом Magical Муstery Tour, эта песня была записана еще до записи "Сержанта Пеппера" — в ноябре-декабре 1966 года. Несмотря на то, что уже Revolver был полностью студийным альбомом, именно в Strawberry Fields Fоrеvеr проявились в зрелом виде те концепции и методы работы, которые позже были использованы при записи Sgt Peppers Lonely Неаrts Club Ваnd.
Собственно, она и предназначалась для этого альбома, но по разным причинам в него не вошла. А началось все с того, что Джон Леннон спел песню Джорджу Мартину просто под аккомпанемент акустической гитары. Запись начали, не имея конкретных аранжировочных идей, кроме абстрактного желания Джона использовать меллотрон, который был в то время его любимой игрушкой. Группа просто села и сыграла песню так, как им представлялось правильным. Джон играл на акустической гитаре, Джордж - на электрической, Ринго, как обычно, на ударных, а Пол на меллотроне, в который были заряжены флейтовые звуки. Кстати, именно он и придумал вступление к песне, обыгрывая и арпеджируя на разные лады аккордовую последовательность куплета, пока не получил известную всем фразу:
А на пленку все это уложили за несколько дублей таким образом:
трек 1 — ударные;
трек 2— электрогитара — Джордж;
трек 3 — Пол на басу, Джон подыгрывал на меллотроне;
трек 4 — вокал.
В условиях четырехдорожечной записи записывать на дорожку партию только одного инструмента было непозволительной роскошью, и трек 1 был переписан таким образом: помимо ударных, на него были записаны Пол, играющий на меллотроне, и Джордж, играющий на маракасах. Джон просил как-то улучшить и изменить свой голос, поэтому при записи его вокала скорость протяжки магнитофона была увеличена так, что фонограмма звучала на полтона выше. Когда вернулись к нормальной скорости, голос стал более густым и мягким. Потом вокальная партия была продублирована в обычном варианте, и оба они были смикшированы. Так была создана основа песни, к которой слой за слоем добавлялись новые звуковые пласты Джордж Харрисон, известный своей любовью к индийской музыке, добавил между припевом и куплетом проигрыши на свордманделе (swordmandel — индийский инструмент, считается ручной арфой, но больше напоминает русские гусли).
Джордж Мартин добавил инструментальную оркестровку. Он написал партитуру для струнных и духовых трек виолончелей и четырех труб, придавших композиции окончательный лоск и величие. Последним штрихом в работе над песней стало создание окончательного варианта песни из фрагментов разных дублей. В те времена никакой записи под метроном не практиковалось и темп разных дублей несколько отличался, кроме того, он незначительно менялся даже от такта к такту Джон Леннон хотел собрать окончательный вариант песни из двух частей, оказавшихся в разных темпах и соответственно в разных тональностях. Только нежелание Джона вникать в технические проблемы и непоколебимая вера в Джорджа Мартина: "Но ведь ты же можешь с этим справится, Джордж?" — заставили последнего искать и найти решение этой проблемы, заключавшееся в том, что скоро...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2384