55 лет назад, осенью 1963 года, всеобщая любовь к группе The Beatles достигла помешательства, и в английском языке даже появилось слово «битломания». С января 1964 году группу стали упоминать и в советских изданиях — и постепенно интерес советской прессы к странному музыкальному феномену западной жизни тоже начал походить на помешательство: мало о какой группе здесь писали с такой частотой. Weekend изучил официальную советскую битломанию и проследил, как из лохматых порождений буржуазного лжеискусства The Beatles превратились в идейно близких представителей прогрессивного человечества.
Зараженные психозом
Несколько месяцев назад на «самодеятельном» концерте удалой четверки в Ливерпуле одна из слушательниц упала в обморок. Это психическое состояние оказалось неожиданно очень модным. О «битлз» заговорила печать, им были предоставлены лучшие концертные залы, из-за них ссорились радио и телевидение.
«Смена», январь 1964
Полоумные девицы визжат, помешавшись на Битлах, деловые люди Битлами торгуют. В который раз организована общенациональная проверка способности американца откликаться на рекламу, какой бы глупой она ни была.
«Известия», 3 марта 1964
Экзальтированные девицы и парни, зараженные психозом с эстрады, начинают вначале дергаться в пароксизме, а потом толкать и царапать друг друга. Трещат стулья и скамьи, разбиваемые друг о друга. В воздухе мелькают куски бархатной обивки.
«Московский комсомолец», 14 февраля 1964
Когда «битлз» испускают свои твистовые крики, молодежь начинает визжать от восторга, топать ногами и свистеть. Поклонницы, сидя в партере, так сильно дергаются в ритме твиста, что часто впадают в обморочное состояние и просто валятся с кресел.
«Литературная газета», 3 марта 1964
Буржуазное лжеискусство
Они назвали себя «битлз» — словечком, которое можно перевести с английского как «жучки», «стукачи» или «попрыгунчики». Честно сказать, они не рассчитывали на всемирную славу. Ведь это было просто дурачеством — вопить, прыгать и трястись под музыку, исполняемую на стиральной доске и других подобных инструментах.
«Смена», январь 1964
Деньги, деньги и еще раз деньги — вот пароль участников квартета «Битлис», которые совсем недавно строили из себя «сердитых молодых англичан».
«Московский комсомолец», 13 февраля 1964
В Лондоне известен музей восковых фигур мадам Тюссо. Наряду с фигурами известных всему миру людей здесь имеются изображения преступников и людей сомнительной «славы». Недавно музей пополнился новыми экспонатами — фигурами артистов «Битлс».
«Советская молодежь», май 1964
Пластинки с их песенками, большую часть которых они пишут сами, не сходят с первых мест боевиков, а на их фильм «Вечер тяжелого дня» попасть трудно и днем и вечером. Концерт в присутствии членов королевской семьи они начали предложением: «Те, кто на галерке, могут хлопать. В партере — трясите драгоценностями».
«Известия», 24 июля 1964
А как относятся к концертной деятельности ливерпульских «идолов» английские власти? Не мешают. Более того, они ее поощряют. Ведь это отвлекает английскую молодежь от политики, от горьких размышлений о поруганных идеалах и разбитых надеждах.
«Московский комсомолец», 13 февраля 1964
Хотя власть в США не переменилась, утверждают, что в феврале 1964 года страна была завоевана Битлами. Это не нация и не семья, а четыре рядовых лохматых «музыканта» с Британских островов. Три безголосых гитариста и один упоенный собой барабанщик вторглись на американский берег.
«Известия», 3 марта 1964
«Битлз» — еще одно из многочисленных средств, используемых на Западе для одурманивания молодежи, отвлечения ее от серьезных общественных задач, от борьбы против несправедливости, царящей в окружающем ее мире. И в этом смысле «битлз» занимают свое место в ряду других извращений буржуазного лжеискусства всех мастей.
«Музыкальная жизнь», май 1964
Консервативная партия хочет сделать на «битлах» политический бизнес, рассчитывая создать о себе представление как о «современной» партии и привлечь любой ценой голоса избирателей на предстоящих парламентских выборах.
«Московская правда», 17 марта 1964
Простые парни
Четверо парней так кривляются и извиваются на эстраде, делают такие непристойные движения, что у нормального человека это может вызвать только отвращение.
«Московский комсомолец», 14 февраля 1964
Вагон тронулся, и журналисты достали блокноты. Внезапно один из артистов, Ринго Стар, издал тарзаний крик и стал по-обезьяньи скакать по диванам. Джон Леннон и Джордж Гаррисон обменялись на публике брюками — теми, что были на них. Затем Ринго зажужжал, изображая киноаппарат, а Джордж улегся в сетку для багажа.
«Крокодил», март 1964
От своего головокружительного взлета «битлы» не теряют головы, и когда Поля Маккартни (он пишет музыку) американский репортер спросил: «Как вы оцениваете свой вклад в развитие западной культуры?», тот ответил: «Бросьте валять дурака… Это не культура, а просто немножко веселой жизни».
«Известия», 24 июля 1964
Немало шума в Стокгольме наделали недавно гастролировавшие здесь «битлы». Как и всюду, был ажиотаж, визг и экстаз подростков. Однако не лишенные юмора ливерпульские парни сами заявили, что с первого дня их карьеры они будут популярны «ровно три года, четыре месяца, шесть дней и 36 минут, ни минутой больше». К чести «битлов», они, видимо, понимают цену западного ажиотажа.#...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2628