Ну вот кто меня тянул за язык?! Кажется, я чуть не обидел хорошего человека, можно сказать, брата по духу, битломана! И не просто битломана, а еще и организатора и владельца самого большого в мире музея «Битлз». Хорошо, что неловкий момент продлился лишь самую малость, и уже через минуту мы дружески беседовали на разные музыкальные темы.
А дело было так. Я прилетел в Голландию. Помимо традиционных достопримечательностей (памятников, каналов, мельниц – и, разумеется, Ждуна) я наметил посетить и битловские места. Как известно, первой заграницей для совсем юных Леннона, Маккартни и Харрисона стала именно Голландия: в августе 1960 года импресарио Аллан Уильямс повез их на первые клубные выступления в немецкий Гамбург. Ну, а вместо Ринго в те далекие времена «стучал» Пит Бест. Переправившись на пароме через пролив, отделяющий Англию от континентальной Европы, музыканты оказались на голландской земле. Предстоял утомительный 500-километровый переезд в микроавтобусе до Гамбурга - понятно, что в пути группа сделала остановку. В небольшом городке Арнем музыканты сфотографировались у входа на мемориальное военное кладбище. Более того, легенда гласит, что в одном из магазинов Арнема Джон Леннон украл губную гармошку, которую потом использовал в записи песни «Love Me Do». Если легенду сейчас проверить практически невозможно, то от посещения битлами кладбища остался снимок, который без труда можно отыскать в интернете.
На фото вместе с Харрисоном, Маккартни, Бестом и Сатклифом присутствуют Аллан Вильямс с женой и ливерпульский музыкант Лорд Вудбайн. Почему не стал сниматься Леннон? По одним данным не захотел, по другим – именно он и фотографировал остальных.
Приехав на кладбище, я легко нашел, где сфотографировались будущие знаменитости. Снялся на том же самом месте и сам – ровно 58 лет спустя! А после этого отправился в Алкмаар, в музей «Битлз». Голландия – страна компактная, поэтому поездка в тот или иной пункт назначения не займёт у вас особо много времени (к тому же при их-то дорогах!).
Музей «Битлз» на Петтемерстраат, 12А, не заметить, конечно, невозможно – огромные цветные фото Джона, Пола, Джорджа и Ринго украшают его вход. У двери сидел мужчина средних лет в красной майке с надписью «Het Beatles Museum Alkmaar» (het – артикль голландского языка). Либо это был один из служащих, либо сам владелец музея. Оказалось – последнее.
Вот тут-то (дёрнул же меня чёрт за язык!) я и ляпнул: «Кстати, а вы знаете, какое отношение имели «Битлз» к вашему Арнему?»
Он посмотрел на меня. Не с возмущением, не с негодованием – скорее, в его взгляде читалось недоумение, типа, парень, ты с кем вздумал тягаться в знании биографии битлов!? Я тут же понял, что сморозил глупость и примирительно поднял руки: «Окей, окей, больше не буду!». Достал из сумки подарки – две редкие пластинки «Битлз» выпущенные советской фирмой «Мелодия» еще в начале 70-х гг. и хранившиеся у меня со студенческих лет. «Это для вашего музея». (Помните, те «миньоны» фирмы «Мелодия», на которых вместо названия квартета красовалась надпись «Вок. – инструментельный ансамбль (Англия)»? Вот их и подарил).
Короче, неловкость был снята. И Азинг Мольтмакер - так звали основателя и директора музея - повел меня в свои «закрома». Их площадь поражала – свыше 1000 квадратных метров пространства, заполненного всевозможными экспонатами, связанными с жизнью и творчеством легендарного британского квартета, начиная, естественно, с их пластинок, выпущенных в разных странах мира, многочисленных фотографий, плакатов - и кончая «экзотикой» типа женских платьев, украшенных портретами музыкантов (4) или, например, черным пиджаком, в котором Ринго Старр снялся для обложки легендарного диска «Abbey Road».
В экспозиции находится и огромный студийный магнитофон, на котором записывались два знаменитых альбома «Битлз» 1964 года – «A Hard Day’s Night» и «Beatles for Sale». По словам Азинга, это был единственный случай, когда студия EMI передала своё, пусть и бэушное, оборудование частному лицу. Много вещей присылают в музей фанаты со всего мира. Некоторые экспонаты попадают в коллекцию довольно странным образом: Азинг рассказал, что как-то один из его друзей повёз в Англию на продажу породистых собак. Случилось так, что у англичанина не хватило денег, чтобы расплатиться, и он предложил… проигрыватель из своей коллекции, на корпусе которого расписались все четверо битлов. Так артефакт попал в экспозицию. При музее имеется магазин, где можно купить как сувениры на битловскую тематику, так и виниловые пластинки, компакт-диски, DVD и музыкальные книги.
Стоимость входного билета - 5 евро. Согласитесь, что это немного (несколько лет назад она вообще составляла всего 2 с половиной евро!).
Сейчас Азингу Молтьмакеру 60 лет. Первая пластинка «Битлз» появилась у него в 15-летнем возрасте, с этого времени он и начал собирать битловские артефакты. В 1981 году в небольшом городишке Кроммени он открыл музей «Битлз». Несколько лет спустя музей переехал в Заандам, потом - в Алкмаар. Считается, что это был первый музей «Битлз» в мире. Вести музыкальный бизнес помогает Азингу его жена Мая. Кстати, молодые расписались на родине «Битлз» - в Ливерпуле.
Азинг написал не один десяток книг, посвященных ливерпульскому квартету. Одну из них, «Битлз» в Голландии», он подарил мне, написав на ней «Моему русскому другу Игорю. Всего наилучшего. Азинг. 1 сентября 2018. Музей «Битлз», Алкмаар».
На прощание мы сфотографировались вместе.
Побывал я и в отеле «Хилтон» в Амстер...
https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=2256