Истинные меломаны считают, что песни легендарной четвёрки лучше слушать по-старому
С 16 января 2001 года мир по решению ЮНЕСКО отмечает Международный день «The Beatles».
Почему именно 16 января? В этот день в 1957 году в Ливерпуле, на Метью-стрит, 10, открылся новый клуб «The Cavern» («Пещера»), на сцене которого впервые выступили молодые и никому неизвестные Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, костяк группы «The Beatles». Будущий «битл» Ринго Старр присоединится к ним через несколько лет. И в Приморье есть меломаны, которые рассказывают много интересного о пластинках группы.
Винил вытесняет «сидюки»
Со дня официального распада «великолепной четверки» прошло почти 38 лет, но интерес к творчеству «Ливерпульского феномена» не угас до сих пор. Более того, альбомы «Битлз» регулярно переиздаются во всем мире не только на компакт-дисках, но и на виниле, которому еще недавно пророчили смерть. К примеру, 9 сентября 2009 года были переизданы все альбомы «The Beatles» на компакт-дисках и на виниле. Они выходили в моно- и стереоверсиях. Каждая - в коробке определенного цвета, моно - в белой, стерео - в черной.
По данным Billboard, битловский альбом «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» стал самой продаваемой долгоиграющей пластинкой в США в 2017 году. На втором месте ещё один их шедевр, альбом «Abbey Road». Третью строчку занимает саундтрек Guardians of the Galaxy: Awesome Mix Vol. 1.
Сегодня пластинки с песнями «Битлз», а также с записями других популярных исполнителей рок- и поп-музыки, джаза, как современных, так и былых времен издаются многотысячными тиражами. По подсчетам Nielsen Music, доля виниловых «лонгплеев» (LP) среди продаж всех альбомов на физических носителях составила 14%, а среди продаж всех альбомов — 8,5%. Если в 2016 году во всем мире реализовано 13,1 млн LP, то в 2017 - уже 14, 32 млн. Продажи виниловых альбомов растут 12-й год подряд. Новодельный винил упорно вытесняет с рынка привычные «сидюки». Основной «драйвер» здесь рок-музыка. Ее доля в прошлом году составила 67 % от общего объема проданного винила.
Между тем истинных меломанов, ценителей аналогового звука, победная статистика продаж LP не радует: слишком много некачественных переизданий в этом виниловом потоке.
Не те «битлы»
Дело в том, что подавляющее большинство новодельных переизданий пластинок по ряду причин выполнено с цифровых файлов. Даже когда можно и нужно выдержать аналоговый процесс. Прежде всего, это касается записей, сделанных в 50-е, 60-е и даже 70-е годы. Как известно, срок «жизни» мастер-ленты, на которой хранится музыкальное произведение, - 30-40 лет. Со временем лавсановая основа высыхает и сжимается, как шагреневая кожа. А нанесенный на неё ферримагнитный слой осыпается, в каких бы условиях вы ее ни хранили. Время берёт свое. При прослушивании мастер-ленты со стажем появляются треск, щелчки и временами пропадает звук. Чем старше запись, тем помех и проблем со звуком становится больше. Поэтому перед использованием такой мастер-ленты в процессе печатания пластинок её ремастируют, то есть делают ремастеринг или улучшают качество звука. И все это с использованием компьютерных технологий. После такого вмешательства аналоговый «тёплый» звук, который так любят и ценят филофонисты, меняется. Он становится сухим, резким, «неживым». Как говорят истинные меломаны и специалисты звукозаписи, «пластинка перестает дышать».
Для примера, все виниловые альбомы в чёрной коробке «The Beatles in Stereo», выпущенной 9 сентября 2009 года, записаны с цифровых файлов. Поэтому ремастированный звук на них отличается от аналогичных альбомов, выпущенных в 60-е годы. Он не хуже и не лучше, он - другой. Многие меломаны его не признают.
- Недавно купил разрекламированное переиздание «Сержанта Пеппера…» и разочаровался. Обидно было слышать, как живой и чистый звук задушили и изгадили ремастерингом. Это были «битлы», но не те. У меня появилось впечатление, что я весь свой навороченный хай-энд с лучшими иглами в одночасье поменял на корейский магнитофон из начала 90-х. Зарезанная частотная характеристика, задушенные высокие, пластмассовые голоса. Переделанная стереобаза, конечно, даёт некоторые плюсы изданию, но с того, что право стало ещё правее, а лево ещё левее, образности великому творению Джорджа Мартина и его четверым подопечным это не добавило. Ситуация с этим изданием напомнила анекдот про поддельные ёлочные игрушки - не радует! Куда-то подевалась магия великих «Битлз», видимо, её-то оцифровали и забыли. И ещё один очень серьёзный минус - шумная масса винила. Конечно, пластинки фирмы «Мелодия» иногда звучали шумнее, но здесь шум зашкаливает, - признался нашему корреспонденту житель Владивостока, меломан с 30-летним стажем Игорь ГОРБАТЕНКО.
В то же время винилы в белой коробке «The Beatles in Mono» записаны с аналоговой мастер-ленты, поэтому более ценятся меломанами. Исключение составляет сингловая версия Love Me Do 1962 года из «Mono Masters». Она скопирована на ленту с цифровой виниловой реплики, так как мастер-лента с её записью давно утеряна. Кроме того, двойные альбомы-сборники «The Beatles 1962-1966» и «The Beatles 1967-1970» образца 2014 года также отпечатаны с родных мастер-лент.
Винил живее всех живых
Печатать виниловые пластинки с мастер-ленты - очень дорогое и, как мы уже сказали, технически сложное удовольствие. Не каждая кампания (лейбл) может это себе позволить. Экономичнее использовать запись с уже выпущенного компакт-диска после соответствующей обработки, потому что не надо платить правообладателю. Что касается полиграфии, то здесь проблем нет. К сожалению, такова п...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2537