Во многих письмах читателей, и не только молодых, выражается неподдельный интерес к рок-музыке. Ее хвалят, ее ругают, ее не понимают и хотят понять. Поэтому мы продолжаем начатый разговор.
На некоторые интересующие наших читателей вопросы отвечает руководитель одной из ведущих советских рок-групп "Автограф" А. СИТКОВЕЦКИЙ, с которым встретился наш корреспондент Н. Солдатенков.
КОРР. Т. Бондарев из Ленинграда утверждает, что "рок- музыка - наступательная сила воинствующей капиталистической пропаганды". Каково ваше мнение как рок музыканта на этот счет?
СИТКОВЕЦКИЙ. Я не сторонник разделения рок музыки на западную и незападную. В ней, как везде и всегда, талантливые произведения соседствуют с бездарными, искусство с антиискусством, независимо ни от национальной принадлежности, ни от жанра вообще.
Кроме мелодии, немалую роль играют текст, манера исполнения, поведение музыканта на сцене и прочее. И если все это наполнено антигуманными, человеконенавистническими идеями, призывает к насилию - это отвратительно.
И еще. Рок-музыка сейчас находится, выражаясь языком газет, на переднем крае борьбы двух идеологий, и эта борьба в первую очередь за молодежь. Ведь в зависимости от того, каким вырастет молодое поколение - активным или пассивным, преданным или равнодушным, - такой и будет дальнейшая жизнь общества.
На интересе молодежи к рок-музыке давно спекулируют различные антисоветчики. Возьмем Севу Новгородцева из Би- би-си: послушаешь его - и обо всех группах расскажет, и словечки отпустит из молодежного жаргона, в общем - "свой в доску". На деле же - четкий отбор записей, не всегда модных, но всегда очерняющих СССР. Вот и получается, что "парень"- то этот далеко не свой.
Но, повторяю, виноват не жанр, а те, кто наполняет рок определенным содержанием. Если участники австралийской группы "Эй-Си/Ди-Си" еще в школе слыли отпетыми хулиганами и забияками, то, естественно, они "протащили" этот образ и на сцену. И если менеджер и музыканты группы "Кисс" сознательностью и принципиальностью во взглядах никогда не отличались, то они и позируют перед американскими фоторепортерами с нацистскими крестами в руках.
КОРР. А вот письмо М. Маца из Московской области: "Металлический рок" - музыка эсэсовцев, громил и насильников. Недаром в названии группы "Кисс" - две рунические буквы "СС", подобную эмблему носили эсэсовцы".
СИТКОВЕЦКИЙ. Я согласен с тем, что среди "металлических" групп встречаются и фашиствующие молодчики, но, поверьте, они есть и в коммерческом роке или в "новой волне". Верно, "металлический рок" - очень экспрессивная музыка. И, снабженная соответствующими текстами, она способна вызвать насилие своей громкостью и динамикой. Характерно и то, что ее часто используют в своих целях правые, неонацистские организации, используют как приманку для молодежи, проталкивая и пропагандируя на концертах и дисках свои идеи.
КОРР. В редакцию пришло немало писем от "металлистов", содержание которых сводится к следующему: "Металл" - это все!" Ваше отношение к этой музыке?
СИТКОВЕЦКИЙ. У меня есть четырехчасовой видеоролик с записями последних боевиков ведущих "металлических" групп - "Саксон", "Металлика", "Айрон Мейден", "Скорпионз", "Ван Хален" и других, но честное слово, послушаешь 15 минут - и хочется выключить магнитофон. На мой взгляд, "металл" - очень примитивная музыка, но этот примитивизм покрывается динамикой, экспрессией, сценическим "шармом" - черной кожей костюмов исполнителей, браслетами, заклепками. Но все-таки в ней есть какое-то зерно, раз она, что лукавить, привлекает молодежь. Хотя в музыкальном и текстовом отношении "металл" оставляет желать лучшего.
Я не противник этого жанра, если его содержание гуманно, я сторонник музыкального разнообразия и привык уважать вкусы других людей. Но все-таки я бы посоветовал "металлистам" послушать что-нибудь еще и сравнить. Нет, я не призываю сравнивать с Бахом или Шнитке, к классике и симфонической музыке многие из них придут сами. Но пусть послушают другие, даже западные рок-группы: "Дип Перпл", "Лед Зеппелин", "Форинер". Тогда, может быть, ребята поймут разницу между истинным талантом и спекуляцией на вкусах и интересах молодежи.
КОРР. Саша П. из Иркутска пишет: "Какая мне разница, о чем поют "Эй-Си/Ди-Си", - ведь я ни слова не понимаю. Мне нравится сочетание музыки и слов, больше мне ничего не надо".
СИТКОВЕЦКИЙ. Действительно, многие слушают их, не вникая в суть песен. К тому же разобрать тексты "со слуха" довольно сложно, даже зная язык. Мне кажется, задача журналистов и должна заключаться не в огульном, бездоказательном отрицании западного рока, а в тщательном анализе творчества разных групп с приведением переводов песен. Думаю, что тогда молодежь сама выберет, что и как слушать.
КОРР. Александр, радиостанция Би-би-си постоянно отмечает, что "увлечение советской молодежи рок музыкой - это своеобразный протест против мира взрослых"...
СИТКОВЕЦКИЙ. Это глупость - утверждать, что проблема взаимоотношений отцов и детей, да еще на примере разногласий по поводу рока, существует только в нашей стране. Эта проблема была всегда и во всех странах мира. Если говорить о роке, то в Великобритании и США рок-музыка в свое время наталкивалась на такое же непонимание у старшего поколения, как и у нас.
Лично у меня никогда не возникало разногласий с родителями по поводу моих музыкальных увлечений. Профессиональные музыканты, они с уважением относились к моим интересам, к моей музыке. Хотя я могу понять недовольство и старшего, и молодого поколения. У некоторых работников прессы, телевидения и радио почему-то сложилась привычка видеть во всем или только белое, или только черное, а середины для них якобы не существует. Слышали, что "металлический рок" - плохо, так не показывать ничего и не рассказывать. Прознали, что итальянская эстрада вроде бы ничего, спокойная, - значит, надо "крутить" только ее.
Но возьмем для примера человеческий организм: ему требуется разнообразная пища, если потребл...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2532