Судьба Джона Леннона, самого знаменитого из четырех участников ансамбля «Битлз», трагически погибшего в 1980 году в Нью-Йорке, продолжает привлекать к себе внимание людей во всем мире. Его музыка, взгляды и образ жизни оказали и продолжают оказывать воздействие на самые широкие слои молодежи в разных странах. Жизнь и творчество Леннона отражают духовные и политические искания целого поколения.
В октябре этого года Джону Леннону исполнилось бы 50 лет. Эту дату широко отмечают и на родине музыканта, и во многих концах света, где у него есть поклонники. Так, 5 мая в Ливерпуле состоялся грандиозный концерт, посвященный памяти Леннона. Перед 15 тысячами зрителей, собравшимися на причале морского порта, выступили представители самых разных направлений современной музыки - и все они исполняли произведения Леннона. Ливерпульский концерт - лишь одно из мероприятий, которые пройдут во многих странах, в том числе и в СССР, в память о музыканте.
И это не просто дань уважения Джону Леннону, но и повод еще раз вспомнить о его вкладе в культуру и распространение его идеалов любви, мира и ненасилия, которые привлекают людей и через десять лет после его гибели.
Предлагаемая публикация представляет собой попытку разобраться в перипетиях судьбы этого человека, причинах противоречивости его воззрений и поступков, объяснить особенности его творчества и поисков в духовной сфере, политике и самовыражения как личности.
«ЗЕМЛЯНИЧНЫЕ ПОЛЯНЫ» - так Йоко Оно назвала мемориал Джона Леннона в нью-йоркском «Сентрал парк». Место грустное, но деревья, саженцы которых прислали из 123 стран мира в ту пору, когда создавался памятник человеку и его музыке, свидетельствуют о всемирной известности певца и композитора. Рядом с парком - здание в готическом стиле с индейским названием «Дакота». Это один из самых фешенебельных домов в центре Нью-Йорка, где живут знаменитости мира искусства. На одном из последних этажей - квартира Леннонов-Оно, и здесь же, под круглой аркой «Дакоты», 9 декабря 1980 года Джона Леннона ждал убийца...
Он стоял там с полудня. В руках у него был последний альбом Леннона «Двойная фантазия». Поклонник, терпеливо ждущий автографа. Он окликнул Леннона, возвращавшегося с женой из студии, и тут же несколько раз выстрелил в упор. Привратник в ужасе закричал: «Ты понимаешь, что ты наделал?» Он бросил на тротуар пистолет и спокойно сказал: «Я только что застрелил Джона Леннона».
Через несколько минут 25-летний Марк Чэпмен без сопротивления сдался полиции.
Горькая ирония этой трагедии в том, что человек, посвятивший свои песни и музыку борьбе с насилием, сам стал его жертвой.
НАЧАЛО
Джон Леннон гордился своим ирландским происхождением: «Ирландцы всегда относились к музыке серьезно». Его фамилия происходит от староирландской О'Леаннайн. На обложке альбома «Стены и мосты» он поместил отрывок из книги «Ирландские семьи, их фамилии, гербы, происхождение», где прослеживалась история его фамилии. О Ливерпуле, где вырос, говорил: «Это настоящее ирландское место». Город-порт с пестрым, многонациональным населением, в котором звучала музыка со всего света, был миром его детства. Фолк, блюз, кантри, вестерн - эти мелодии Джон слышал задолго до рок-н-ролла. Но рок перевернул его жизнь. «Для моего поколения, - вспоминал Леннон, - рок-н-ролл был революцией в музыке. Нам, подросткам, нужно было что-то очень действенное, чтобы пробиться сквозь жестокость и бездуховность мира взрослых». И вот появляется группа «Куорримен», в 1956 году к ней присоединяется Пол Маккартни, через год - Джордж Харрисон, позднее - Ринго Старр. «Мундогз», «Сильвер Битлз» и, наконец, «Битлз», создателем, душой, идеей которого стал Джон Леннон. Один из многочисленных биографов Леннона, рассматривая фото «Битлз» того времени, вспоминал: «Они выглядели немытыми, агрессивными и абсолютно бескомпромиссными».
Как и многие его сверстники, Джон прошел через увлечение «битничеством». Кумирами «разбитых» были Марлон Брандо и Джеймс Дин, воплотившие на экране образы героев, близких по духу поколению молодежи 60-х. Но если Дин олицетворял «жертву» непонимания взрослых, то Брандо стал новым типом поп-героя - лидером, не склонным сдерживать естественную юношескую агрессивность. Джон тоже носил черную кожаную куртку, джинсы и ковбойские сапоги «а-ля Брандо», но агрессивность не стала определяющей чертой его характера.
Бунтарский дух Леннона проявлялся в желании шокировать, вести себя нестандартно.
Вкус к эксцентричным выходкам Леннон унаследовал от своей матери, Джулии. Своеобразное чувство юмора роднило сына и мать, делало их отношения скорее дружескими, чем родственными. И, казалось, они постоянно раззадоривали друг друга все новыми выдумками. Как-то, чтобы рассмешить Джона и его приятелей, Джулия прошлась по улице с панталонами, повязанными вокруг шеи вместо шарфа. В другой раз, надев очки без стекол, Джулия подошла к прохожему спросить время и при этом беспрестанно почесывала себе глаз через пустую оправу.
Леннон с детства воспринял эксцентричные поступки и эпатаж как часть своего поведения. Наверное, желанием шокировать общественное мнение можно объяснить и появление на обложке первой сольной пластинки Леннона «Незаконченная музыка № 1. Два девственника» снимка, где он и Йоко были сфотографированы нагими. Магазины отказались принимать этот альбом, и лишь запрятав его в обертку из плотной коричневой бумаги, альбом удалось пустить в торговую сеть... Как писали английские газеты, «Два девственника» стали «самым обсуждаемым немузыкальным явлением года». Чего здесь было больше: юмора или желания поиздеваться над критиками? Думается, что второе играло не последнюю роль.
В 1966 году Энтони Фосет,...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2526