Суперзвезда мессии. Почему рок-опера не оскорбляет чувства верующих? 11 июля 1971 года в Питтсбурге состоялась премьера мюзикла композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда».
Сцена из спектакля «Иисус Христос — суперзвезда». © / www.globallookpress.com Ещё в первые месяцы после премьеры рок-опера возглавила крупнейшие американские и английские хит-парады (Billboard 200, UK Singles Chart), а впоследствии была признана ярчайшим явлением музыкального театра второй половины XX века. Постановка оказала значительное влияние на развитие массовой культуры: она имеет множество интерпретаций и до сих пор не покидает театральных подмостков.
История создания рок-оперы, интересные факты и легендарный состав в юбилейном тексте АиФ.ru .
История создания постановки Для «свингующих шестидесятых» характерен расцвет движения хиппи и рост интереса молодёжи к религии. Молодые люди стремились вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм, они отрицали строгость догм официальной церкви и по-своему трактовали учение Христа. Для них спаситель был реальной исторической личностью, полным бескорыстия и смирения сыном плотника.
Уэббер и Райс в то время были чрезвычайно молоды (23 года и 26 лет соответственно), и судя по всему, именно идеи «Иисус-революции» вдохновили их на создание рок-оперы. Изначально мюзикл планировалось назвать «Иисус Христос», однако Тиму хотелось добавить лоска массовой культуры и как можно глубже погрузить зрителя в актуализацию библейских событий. Тогда в одной из газет он увидел заголовок «Том Джонс — мировая суперзвезда» и понял — это то, что надо «Иисусу».
Тим Райс использовал для написания либретто* книгу католического священника и телеведущего Фултона Шина «Жизнь Христа», где сопоставляются все три синоптические евангелия — от Матвея, Марка и Луки. Опираясь на ключевые события Страстной недели, он приблизил героев к реальным людям и наполнил их живыми эмоциями.
Основа произведения — противостояние двух главных героев: Иисуса и Иуды, однако их конфликт отличен от евангельского. Это не борьба добра и зла, верности и предательства, праведности и преступности, а столкновение двух мыслящих людей, где у каждого своя правда. В центре сюжета: Иуда, недовольный поведением Иисуса, Мария Магдалена, влюблённая в мессию, и сам Иисус — не Сын Божий, а лидер движения flower power, человек вспыльчивый, эмоциональный, терзаемый страхами и сомнениями.
В одном из многочисленных интервью создатели так определили своё отношение к этому сюжету: «По сути дела, основная наша мысль была показать Христа глазами Иуды, который видел в нём человека, а не бога. Мы стремились не к тому, чтобы высказать религиозную точку зрения, а скорее к тому, чтобы задать вопросы. Мы сознательно отказались от каких-либо намёков на божественность Христа».
Жанровая специфика Музыкальную ценность постановки отметил даже Дмитрий Дмитриевич Шостакович: посетив в 1972 году лондонский спектакль, он сказал, что «опера очень талантлива» и он «слушал её с большим интересом».
«Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера не просто мюзикл, написанный языком рок-музыки. Она стала основой произведения, создала особое настроение, добавив постановке эмоций и драйва, однако нельзя не услышать в опере и явные отголоски джазовой музыки и регтайма. Здесь целая библиотека музыкальных стилей. В опере звучит музыка, отсылающая зрителя к баховским «Страстям». Встречаются в опере и эпизоды, решённые в стиле церковной музыки (органной и духовой), а также инструментальной классики с привлечением традиционных струнных и духовых инструментов.
Легендарный состав Мало кто знает, что Уэббер и Райс приглашали уже бывшего на тот момент солиста группы The Beatles, но всё ещё культового рок-музыканта Джона Леннона для исполнения роли Иисуса. И тот даже дал согласие — при условии того, что Марией Магдалиной будет Йоко Оно . Но Йоко не согласилась, и авторам пришлось искать других исполнителей ключевых ролей. А жаль.
Роль Иуды в альбоме и премьерной постановке исполнял Мюррей Хэд. Он долгое время не соглашался участвовать в этом проекте, но, по иронии судьбы, именно эта роль не только сделала его знаменитым, но и стала вершиной его музыкальной карьеры, а песня «Superstar» в его исполнении по-прежнему остаётся хитом. Конечно, стиль песни, выходящий далеко за пределы привычного церковного стиля, был непривычен для слушателей, но неожиданно она получила положительную оценку со стороны духовенства.
На роль Иисуса был приглашён Ян Гиллан — солист группы Deep Purple. Кроме того, исполнитель роли мессии пел и играл во многих других группах, в том числе в Black Sabbath, а также учился в одном классе с Питом Таунсендом , одним из основателей группы The Who. Партия Иисуса также стала одной из основных вех в карьере музыканта, однако в экранизации 1973 года её исполнил Тед Нили, так как Гиллан предъявил слишком высокие требования, связанные с плотным графиком гастролей Deep Purple.
Уэббер долгое время не мог найти достойную солистку на роль Магдалины. К счастью, однажды он случайно в ресторане услышал девушку, которая проникновенно пела под собственный гитарный аккомпанемент. Это была юная Ивон Эллиман , которая, конечно же, приняла предложение композитора за шутку, но, подумав, согласилась принять участие в записи и не пожалела. Партия Марии Магдалины сделала её знаменитой.
Роль Понтия Пилата исполнил американский актёр и певец Барри Деннен , который в начале шестидесятых ещё жил в Нью-Йорке с никому пока не известной Барброй Стрейзанд и помогал ей делать первые шаги на пути к славе. К счастью, в конце десятилетия он уехал жить в Лондон и стал частью легендарного состава рок-оперы.#br...
https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=1995