Ровно 50 лет назад, 15 апреля 1966 года в Великобритании вышел альбом The Rolling Stones “Aftermath” («Последствия»), считающийся одной из самых важных работ в истории группы, да и в истории всей рок-музыки.
Четвертый студийный диск The Rolling Stones вышел в тот самый момент, когда популярная музыка только начала меняться. В массовое сознание постепенно проникала мысль, что современная молодежная музыка (слово «рок» тогда еще не ввели в оборот) – это не просто двухминутные песенки, предназначенные для танцев, но нечто самоценное, что однажды вполне может стать формой искусства. Однако в 1965 году, когда The Beatles поразили публику струнным квартетом на “Yesterday”, Роллинги ответили сердитой “Satisfaction” и продолжили играть свой сырой ритм-энд-блюз. Если бы кто-то сказал, что менее чем через год они будут использовать клавесин и копировать Чосера, ему бы никто не поверил. Но Stones умудрились сделать это – и открыли совершенно новую грань своего таланта. “Aftermath”, безусловно, стал важной «ласточкой», возвестившей рождение рок-музыки как самостоятельного жанра. Но прежде всего, этот альбом изменил самих The Rolling Stones.
Муки творчества
“Aftermath” стал первым диском Роллингов, на котором все песни были сочинены участниками группы. Это достижение выглядит еще более замечательным, если вспомнить, что композиции альбома были сочинены Джаггером и Ричардсом во время изматывающего турне по Америке. Фотограф Джеред Манкович вспоминал: «Они сочиняли в авральном порядке, потому что студия была уже забронирована. У нас с Миком выпал один долгий совместный вечер посреди тура, мы с ним просто зависали, и я помню, как он сказал что-то в духе «Нам нужно написать двенадцать песен, и это тяжело – из-за нашего графика». Это означало, что им нужно было вылетать сразу после концерта и прибывать в следующее место в два или три часа ночи».
Несмотря на интенсивный гастрольный режим, необходимое количество песен было написано в срок и готово к записи. Значительная часть “Aftermath” была записана за несколько декабрьских дней 1965 года в Лос-Анджелесе, на студии RCA, где Роллинги оказались после своего изматывающего тура. Всего группа записала около 10 песен. Во время сессий к ним присоединился аранжировщик Джек Ницше, известный своей успешной работой с легендарным продюсером Филом Спектором.
На первый день студийных сессий Мик Джаггер на время перестал атаковать английское общество и традиционные семейные ценности, чтобы отправить телеграмму родителям в родную Англию, город Дартфорд – он поздравил их с серебряной свадьбой.
Благодаря передышке в гастрольном графике и поддержке со стороны звукоинженера студии, атмосфера во время записи альбома была относительно расслабленной. Впервые в своей истории Роллинги получили возможность работать над песнями без особой спешки. Мик Джаггер вспоминал, что в арсенале Кита Ричардса имелось большое количество новых мелодий, и группа прямо в студии придумывала и пробовала разные способы исполнения этих мелодий. Сам Джаггер, как и ранее, как правило, отвечал за тексты. По воспоминаниям Билла Уаймана, они с Брайаном Джонсом брали разнообразные инструменты, имевшиеся в студии, и экспериментировали с их звучанием для каждой песни. Барабанщик Чарли Уоттс пробовал новые для себя виды перкуссии – бонго, тимпани и конги.
Неснятый фильм и невыпущенный альбом
По утверждению басиста группы Билла Уаймана, альбом изначально планировался как саундтрек к фильму Николаса Рэя “Back, Behind And In Front”. Самой известной работой Рэя на тот момент был «Бунтарь без причины» с участием Джеймса Дина.
Примерно в то же самое время Роллинги планировали сняться в экранизации романа Дэвида Уоллиса «Выживут только влюблённые». Права на экранизацию были уже приобретены менеджером группы Эндрю Олдэмом, а The Rolling Stones морально готовились к получению приятного гонорара в 1 млн. долларов. Информация о том, что фильм будет снимать всё тот же Николас Рэй, также попала в прессу. Вполне возможно, что Билл Уайман имел в виду именно этот фильм. Но в любом случае, всё кончилось тем, что Джаггер по какой-то причине невзлюбил режиссёра, и загадочный фильм так и не был снят.
Некоторые из песен, вошедших на “Aftermath”, изначально предназначались для невыпущенного американского альбома Роллингов под названием “Could You Walk On The Water?” («Можешь ли ты пройти по воде?»). Это явно библейское название предложил менеджер группы Эндрю Олдэм. На обложке должны были фигурировать только головы Роллингов, погруженных по уши в некий водоем. Однако лейбл London испугался реакции консервативной американской публики, и выпуск альбома был отменен. Вместо него был выпущен сборник “Big Hits (High Tide and Green Grass)”. Уже записанные композиции вышли на альбомах Роллингов ”Aftermath”, “Flowers”, а также на синглах. Однако композиция “Looking Tired” остается неизданной по сей день.
Восток – дело тонкое
Открывающий английскую версию альбома трек “Mother’s Little Helper” – один из первых примеров проникновения восточных влияний в западную рок-музыку. Характерный ориентальный рифф сочинил Кит Ричардс, который, по его словам, хотел добавить песне «остроты». Для этого он сыграл слайдом на электрической 12-струнной гитаре неизвестного происхождения, после чего результат его труда был добавлен на готовую запись. Идея нисходящего басового рифа в конце песни принадлежит, как нетрудно догадаться, бассисту Биллу Уайману.
Восточное влияние еще больше заметно на знаменитой композиции “Paint it Black”, также записанной во время сессий “Aftermath”, но вошедшей только в американскую версию альбо...
https://www.beatles.ru/news/news.asp?news_id=11973