Михаил Кузищев (или дядя Миша, как «по-домашнему» называют его слушатели) уже более 15 лет вместе с Владимиром Ильинским ведет музыкальную передачу «120 минут классики рока» (ранее – «Братья по оружию»), пользующуюся неизменной популярностью среди российских меломанов. Немалая заслуга в этом принадлежит Михаилу, чья любовь и преданность рок-музыке, помноженная на почти энциклопедические познания в этой области, не могут не вызывать живого интереса у поклонников жанра. Передача «120 минут классики рока» выходит в ночь со вторника на среду с 1.00 до 5.00 на радиостанции «Эхо Москвы».
Дядя Миша, как и при каких обстоятельствах, вы стали соведущим музыкальных передач на «Эхе Москвы»?
– Все началось с того, что в 1999 году я решил принять участие в многоэтапном конкурсе на знание битловского творчества, проходившего в рамках передачи «Битловский эфир». К своему удивлению, я занял там одно из призовых мест, и меня пригласили на одну из передач в качестве гостя. Смотреть и слушать, как в прямом эфире взаимодействуют ведущие программы, Владимир Ильинский и Георгий Мосешвили, как легко и изящно рождается любимая программа – это было зрелище, которое я никогда не забуду. Конечно, мне захотелось принять более активное участие в этом процессе. В том же году в передаче «Братья по оружию», которую также вели Владимир и Георгий, я сделал свой первый эфир – о группе «10сс». А спустя еще немного времени, в том же 1999 году, Георгий Ираклиевич решил уйти из «Битловского эфира», и дядя Володя предложил мне занять его место. Я не сразу решился, но для меня это стало одним из тех решений, которые меняют жизнь. Я очень благодарен дяде Володе за его предложение и за его веру в мои силы. Был период, когда я параллельно участвовал и в «Битловском эфире», и в «120 минут классики рока». Сейчас обитаю только в «Классике».
С чего началось ваше увлечение рок-н-роллом? Повлияли ли родители на формирование ваших пристрастий в музыке?
–Я бы не сказал, что музыке в моей семье уделялось большое значение. Я в детстве очень любил слушать пластинки, например, «ABBA», но каких-то эксклюзивных или редких зарубежных изданий у нас не было. Тем не менее, иностранная музыка, так или иначе, проникала в мою жизнь. Тлетворное влияние запада мне нравилось ощущать через передачу «Утренняя почта», где кроме привычной эстрады социалистического лагеря можно было увидеть, скажем, клипы Билли Джоэла или Пола Маккартни. Они производили сильное впечатление.
Но по–настоящему вся эта история началась для меня в 1992 году, когда я впервые по-настоящему послушал группу «The Beatles». У моего приятеля стояло на полке несколько кассет с их альбомами , я решил полюбопытствовать, и погрузился в этот мир с головой на долгие годы. Потом, когда основные битловские альбомы были освоены, я решил попробовать послушать Элвиса Пресли, потому что во всех книгах и статьях было написано, как сильно он них повлиял. И это было еще одно «обострение». Кроме того, у меня в классе почти никто не слушал старую музыку. Так что был, наверно, какой-то элемент духа противоречия во всем этом. Было еще несколько поворотных моментов. Например, я никогда не думал, что буду слушать тяжелый рок. Но после альбома «Led Zeppelin» «Physical Graffiti» изменил свое мнение. Думал, что в современной музыке для меня нет ничего интересного, но после «(What’s The Story) Morning Glory» группы Oasis, снова понял, что ошибался. Вообще, избавление от стереотипов всегда обогащает – по крайней мере, в моем случае.
Знаю, что вы работаете в «120 минутах классики рока» абсолютно бескорыстно, что называется, «за идею». Как ваша семья относится к этому вашему увлечению?
– Мне повезло, что моя дорогая супруга, с которой мы, кстати, познакомились благодаря «Битловскому эфиру», разделяет мои музыкальные пристрастия, и с пониманием относится к тому, что многие вечера я провожу, готовясь к очередной передаче. Процесс этот, как правило, занимает порядочное время, зачастую несколько месяцев: нужно изучить всю необходимую литературу, найти недостающие альбомы и бутлеги, что-то переслушать и переосмыслить, что-то открыть для себя заново. К некоторым темам идешь годами. Но это всегда как новое приключение, новое путешествие. А я люблю путешествия.
Не возникала ли у вас мысль начать вести собственную музыкальную передачу? Мне кажется, с вашей эрудицией и опытом она могла бы стать весьма популярной у ценителей хорошей музыки.
– Такая мысль возникала, но в нынешней ситуации я не могу позволить себе вести два эфира одновременно. Тогда неизбежно придется уйти из «120 минут», а этого мне не хочется этого делать. Возможность вести эфир с таким замечательным ведущим и удивительным человеком, как дядя Володя, это большое везение. За все эти годы передача стала неотъемлемой частью моей жизни. Здесь я ощущаю себя полностью на своем месте. Хочется верить, что кто–то еще разделяет это ощущение.
С удовольствием прослушал в «120 минутах» цикл из 50 передач, посвященных панк – року. Понимаю, что без вас вряд ли бы обратил внимание на это музыкальное течение. Что вас заставило взяться за его изучение и популяризацию среди отечественных слушателей?
Наверно, в этом тоже было что-то от духа противоречия – в кругах моих знакомых битломанов и любителей старого рока панк-рок – это была анафема! Но если серьезно, в истории с панк–роком меня всегда поражало то, насколько на первый взгляд он был похож на гром среди ясного неба, мгновенно изменивший существующий расклад в музыке и заставивший многие классические рок-группы либо уйти со сцены, либо лишиться своего доминирующего влияния ...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2370