Через неделю после смерти Дэвида Боуи его альбом Blackstar, последний теперь уже во всех смыслах, возглавил американский хит-парад. Боуи, умерший месяц назад в Нью?Йорке, никогда не жаловался на отсутствие успеха, но такого достижения, первого места в Штатах, у него при жизни не было. Бывало, конечно, что и «посмертный альбом» ожидался меломанами и производил культурную сенсацию. Так, например, было с Brainwashed Джорджа Харрисона или MTV Unplugged In New York группы Nirvana. «НИ» вспомнили другие значительные альбомы, которые их создатели уже не увидели.
В 1967 году вышел альбом Expression великого саксофониста и джазового новатора Джона Колтрейна. В 1966 году Колтрейн выпускает два альбома – жесткие Kulu Se Mama и Meditations. Также он готовит к выпуску Expression, вообще же в загашнике чуть ли не десяток записей «публикабельного» качества. Все эти альбомы мы слушали и держали в руках, а автор – нет. Потому что 17 июля 1967 года сорокалетний Джон Колтрейн скоропостижно скончался от рака печени. Его посмертная дискография – образчик «умного» Колтрейна, нащупавшего совершенно новые пути развития джаза.
Cry Of Love великого Джими Хендрикса вышел в 1971-м. От этого гитариста-виртуоза осталось столько материала – концертного, студийного и демо, что «альбомы» его выходят до сих пор. Но это альбомы в кавычках: дописанные с басистами и барабанщиками... Cry of Love же хоть и вышел после смерти, но закончен был практически полностью самим Хендриксом.
Альбом The Doors An American Prayer увидел свет в 1978 году. У «Дорзов» (на фото) после смерти Джима Моррисона появилась идея, которую потом многие реализовывали, включая недавно Pink Floyd. Это – «альбом-призрак», сделанный коллегами по группе из того, что было, из разных отрывков. В архиве Рея Манзарека, Роби Кригера и Джона Денсмора остались концертные записи, декламация Моррисоном стихов и опять-таки ауттейки, или отбракованные фонограммы. Оставшиеся «Дорзы» решили показать скорее Джима-поэта, чем Джима-рокера. По выходу альбом не добрался в хит-параде даже до 50?го места. Но при этом диск совершенно не похож на классику группы и, в общем, занимает в наследии The Doors особое место.
Coda Led Zeppelin появилась в 1982 году, спустя два года после того, как барабанщика группы Led Zeppelin Джона Бонэма нашли мертвым. 4 декабря 1980 года его коллеги по группе распространили официальное заявление о распаде. Но 19 ноября 1982 года выходит Coda – десятый и последний альбом Led Zeppelin. У лейбла «цеппелинов» Swan Song существовал контракт с Atlantic на пять альбомов группы; трое членов Zeppelin не хотели и не могли записывать новый материал без Бонэма, вместо этого отправились в архив за неизданным. Coda оказалась странной мешаниной. Кто ожидал услышать песни уровня Whole Lotta Love или Achilles Last Stand, тот очень сильно разочаровался.
Но тут можно еще раз услышать группу в деле, а откуда что взялось и какого оно качества – это уже не столь важно. Есть великолепные треки: блюз I Can’t Quit You Baby (запись на саундчеке), грязная Darlene, соло Бонэма и «панк» Wearing And Tearing. Выпуск альбома прошел тихо, почти без рекламы или промо. Но даже несмотря на это и на антипатию музыкальной прессы, альбом добрался до четвертого места в хит-параде Великобритании и шестого – в чарте американского «Биллборда». Однако вскоре пластинки все чаще стали лежать не на полках, а в коробках с уцененным товаром.
В 1990 году вышел альбом группы «Кино». Гитарист «Кино» Юрий Каспарян говорил в интервью, что песни очередного альбома группы Виктор Цой подготовил от и до. Все аранжировки там – его. По идее песни должны были перезаписать с живыми инструментами, но после трагической гибели Цоя в августе 1990-го в Латвии его товарищи по группе решили выпустить все практически как есть.
Выходу «Черного альбома» – такое неофициальное название появилось сразу же, из-за дизайна – сопутствовала беспрецедентная для российского рекорд-бизнеса промо-кампания. Шумная презентация, интервью Юрия Айзеншписа и музыкантов и так далее. Диск был выпущен в альбомном варианте и в таком дизайне тут же был раскуплен, несмотря на цену: рублей 10 или больше. Потом у спекулянтов он всплывал рублей по 25–50.
Карьера великого джазмена, трубача Майлса Девиса завершилась в студии с юным рэпером, диджеем, персонажем неджазового мира. Прозвище последнего продюсера и соратника Майлса – Изи Мо Би. В январе 1991 года они начали работать, а 28 сентября того же года Майлс Девис неожиданно скончался. Изи Мо Би оказался в патовой ситуации: для проекта Doo-Bop более или менее готово было только шесть песен. Скудный задел, мало набросков. Изи Мо Би решился досочинять, доигрывать и склеивать по кусочкам и крупинкам все, что есть. Две песни Изи Мо Би, можно сказать, выдоил из камня: он нашел два соло Майлса, записанных во время работы трубача над Tutu, и соорудил из них треки Fantasy и High Speed Chase. Несколько треков он насытил фрагментами песен других артистов (Джеймса Брауна, трубача Доналда Берда, фанк-группы Kool and the Gang). Альбом Doo-Bop вышел в июне 1992 года, реакция на него была смешанной. Тем не менее в 1993 году диск получил премию «Грэмми» в номинации «Лучшее инструментальное исполнение в стиле R&B». Альбом считается родоначальником acid jazz; он до сих пор пленяет элегической атмосферой.
Фредди Меркьюри умер в 1991 году, осенью. Через несколько лет широкая публика узнала, что смертельно больным он все-таки успел записать новый материал. На самом деле Made in Heaven (1995?г.), официально последний студийный альбом в дискографии Queen – это наполовину «альбом-призрак». То есть да, Фредди оставил вокальные партии, в них Брайан Мей, Роджер Тейлор и Джон Дикон виртуозн...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2366