«Все согласны, что винил звучит лучше, чем цифровые записи. Противятся только звукоинженеры и те, кто изобрел компакт-диск», – Крис Корнелис (Chris Kornelis), «Звуковые войны».
Мать Джеймса Рассела (James Russell) сказала ему, что его первым изобретением был «автоматический морской бой», который он создал в свои шесть лет. К тринадцати годам он уже чинил тостеры, утюги и вентиляторы для местного магазина бытовой электроники в своем городке в окрестностях Сиэтла. Летом, перед отъездом в колледж, его наняли для настройки радиостанции (передатчик и тому подобное) – этого он еще никогда не делал. Он даже не видел антенн таких размеров.«Я изобретатель, – говорит Рассел, которому сейчас 83 года. – Поэтому я могу представить, как вещи должны работать».
Уже в Портленде, в Рид-колледже, Рассел изучал физику и создал свой первый виниловый проигрыватель. Неудовлетворенный качеством стандартных игл, он использовал иголки кактуса, которые заточил с помощью наждачной бумаги. Первой купленной и воспроизведенной пластинкой была симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехерезада». Но, обладая прекрасным слухом, Рассел заметил, что качество воспроизводимого звука ухудшалось после 10 или 12 оборота. Закончив обучение в 1953 году, Рассел начал работать в исследовательской лаборатории Hanford Works штата Вашингтон. Это был комплекс по производству радиоактивных материалов, где производился плутоний, использованный в ядерной боеголовке, сброшенной на Нагасаки. Рассел и его жена Барбара, как давние поклонники классической музыки, любили посещать оперный театр Сиэтла, хотя чтобы попасть на выступление им приходилось совершать поездку за 400 миль от дома.
На протяжении нескольких лет он работал над проектами, косвенно связанными с ядерными реакторами, но потом сумел убедить начальство дать ему возможность исследовать способы применения оптических устройств (света) для совершенствования способов записи и воспроизведения музыки.
Рассел не пытался сделать музыкальные записи более портативными или удобными. Он пытался добиться их точного воспроизведения – получить четкое звучание композиции:«Я хотел, чтобы симфония звучала как симфония».
Субботним утром 1965 года Барбара отправилась с детьми по магазинам, покупать обувь. Оставшись наедине со своими мыслями, Рассел придумал, как совместить оптику, цифровые технологии и другие области науки воедино. Ему удалось создать оптическое запоминающее устройство, а также технологию чтения этих данных. Сегодня мы называем это компакт-диском или CD.
CD произвел революцию в музыкальной индустрии, однако не все встретили его с распростертыми объятьями. Хотя продажи CD затмили и практически вывели из игры винил, формат обвиняли в посредственном звучании, которое якобы и в подметки не годится звучанию пластинок.
Через какое-то время на рынке появились более удобные способы получения музыки: цифровые загрузки и стриминговые сервисы, поэтому люди забросили свои коллекции CD. Однако в то время как продажи компакт-дисков катастрофически сокращались, продажи виниловых пластинок, наоборот, росли. Это только подогревало споры о том, что лучше: CD или винил, цифровой или аналоговый звук.
Винил буквально восстал из пепла в 2014 году, когда вновь стал идолом, еще сильнее ускорив закат CD-формата. Продажи CD-альбомов в США упали на 80% в период с 2001 по 2015 годы, а продажи виниловых пластинок достигли отметки в 9,2 миллиона копий – то есть выросли на 52% по сравнению с показателями 2013 года. По сравнению с показателями 2004 года, прирост составил целых 800%. Виниловый альбом Джека Уайта «Lazaretto» за год разошелся тиражом около 86700 копий, что остается рекордом с момента начала подсчетов Nielsen SoundScan в 1991 году.
Сегодня виниловая атрибутика используется даже в цифровой музыке. Группа U2 продала 500 миллионов цифровых копий своего нового альбома на iTunes – это невообразимая цифра для коллектива, история которого берет начало в 1980 году. На обложке этого альбома изображена виниловая пластинка в чехле, на котором небрежно написаны две буквы «LP». Когда Нил Янг запускал кампанию по сбору средств для PonoMusic (цифрового музыкального плеера и онлайн-магазина) на Kickstarter, то он хотел «воссоздать звучание винила в цифровой реальности».
Возрождение винила породило мнение, которое разделяют такие апостолы аналогового звука как Янг и Уайт, что его звучание более точное и аутентичное, а цифровые форматы, такие как CD, жертвуют качеством воспроизведения во имя портативности и удобства. В самом начале 2015 года Янг ясно дал понять свое отношение к вопросу, когда во время конференции CES в Нью-Йорке сказал Натану Брэкетту (Nathan Brackett) из Rolling Stone’s следующие слова:«Люди с хорошим слухом выбирают винил. Без вариантов».
У отцов компакт-диска и других звукоинженеров, которые имеют наиболее полное представление о том, что происходит в звукозаписывающих студиях, сейчас волосы встали дыбом.
«Если измерить характеристики CD и винила, то вы увидите, что CD лучше, – говорит Киис Скаухамер Имминк (Kees A. Schouhamer Immink), бывший инженер Phillips из Нидерландов, который был частью группы Sony/Phillips, занимавшейся созданием стандарта для компакт-дисков. – Если под качеством звучания винила вы подразумеваете создаваемую атмосферу (как в случае с курением сигар с друзьями), то пожалуйста – слушайте. Наслаждайтесь сигарами с друзьями, пейте пиво и получайте удовольствие, слушая старомодный проигрыватель. Но не говорите, что винил звучит лучше».«Вы можете утверждать, что он звучит лучше для вас. Это нормально. Это субъективное мнение», – добавляет Имминк.
В 1968 году двадцатитрехлетний звукоинженер по имени Боб Людвиг (Bob Ludwig) из Нью-Йоркской студии A&R Recording был привлечен к созданию тестовой пластинки д...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2359