Сколько бы вы отдали за оригинальную битловскую пластинку «Abbey Road» 69-го года? Если вы собрались купить ее в Better Records, то — 650 долларов США. И это касается не только The Beatles. За альбом группы Fletwood Mac вам пришлось бы выложить около 500 долларов. В Better Records все стоит недешево — за альбом «Synchronicity» от The Police просят целых 350 баксов... Да что там говорить — дебютный альбом коллектива The B-52's стоит целых 220 долларов США! Кстати, это еще «дешевые» пластинки. Если посмотреть на более интересные вещи вроде «White Album» группы The Beatles или легендарный флойдовский альбом «The Wall», то тут ценник доходит и переваливает за 1000 долларов.
Ненормальные цены? А владелец магазина Better Records Том Порт (Tom Port) считает, что тысяча долларов — это, буквально, подарок для тех, кто хочет услышать звучание классического рок-шедевра в таком качестве, в каком он его еще никогда не слышал.
«Я бы брал за такие пластинки и полторы тысячи, они именно так и должны стоить,— говорит Том, — но не делаю этого, ведь покупатели начнут возмущаться».
Том Порт уверяет, что его пластинки — особенные. Это совсем не то, что можно купить на очередной распродаже или в каком-нибудь заурядном музыкальном магазинчике вашего города, где все пластинки усыпаны царапинами и следами от пролитого кофе. Том относится к делу очень серьезно — только лучшее, только, как они это называют «hot stampers» (дословно это переводится, как «горячая пресс-форма», что в русском языке сложно сопоставить с самой пластинкой, поэтому далее мы будем hot stampers называть «крутые прессы», образованное от знакомого многим виниломанам понятия «первопресс», или использовать английский оригинал, — прим. пер.)
Почему некоторые пластинки лучше?
Сотни факторов определяют звучание виниловой пластинки. Тут роль играет и аудиосистема, и то, как хранили пластинку, и оборудование, на котором происходила печать альбома. Многие коллекционеры LP-пластинок, которые подходят к делу очень серьезно, считают, что качество записи сильно зависит от использованной пресс-формы. Пресс-форма («stamper», матрица) — это металлический диск с нарезанными звуковыми канавками, который используется для горячего пресса кусков винила. Из них и получается конечный результат — пластинки, которые мы слушаем. Как и любые другие изделия из металла, пресс-формы тоже портятся со временем. На дисках появляются царапины, повреждения и т.д. В процессе производства стотонный пресс давит на форму и она портится через какое-то время. Понятное дело, микроповреждения сказываются на качестве записи.
Некоторые небольшие компании по производству LP-пластинок используют одну пресс-форму только для 1000 копий. Вы уже, наверняка, поняли для чего это делается — да, чтобы сохранить качество. В те времена, когда спрос на винил был на пике, компании не жалели пресс-форм и делали по 10 тысяч копий с одной матрицы. Разумеется, что лучше обладать пластинками, напечатанными в начале использования пресс-формы, а не перед тем, как ее отправили в утиль.
Если взять пластинку, которая была напечатана в начале «производственной жизни» матрицы и хранить ее годами в первоначальном состоянии , то, возможно, она и станет тем, что называется «крутой пресс».
Скотт Халл (Scott Hull), владелец известной компании Masterdisk , сравнивает производство винила с изготовлением вина. «Каждый отжим винограда, как и каждая прессовка виниловой пластинки — уникальны. — говорит Скотт. — Сотни факторов сказываются на производстве. Абсолютно все так или иначе влияет на конечный результат, даже сам виниловый материал, из которого сделана пластинка».
Когда продаешь «особенные» пластинки, которые и стоят «по-особенному», нужны постоянные клиенты, позволяющие себе покупку этих артефактов. Не так то просто каталогизировать и сохранить все записи, но надо стараться, чтобы покупатель не ушел с пустыми руками.
Вот пример того, как нужно продавать «hot stamper» (речь идет о пластинке «Emotional Rescue» группы The Rolling Stones): « Обалденный первопресс... Серьезно, это то, что нужно — идеальное качество, звучание просто сногсшибательное! Вам потребуются годы, чтобы найти эту запись тех лет с таким же звуком». Скажете, что все это слишком необъективно? Возможно... Но ведь это — «обалденный первопресс»! Разве здесь устоишь?!
Несмотря на то, что Better Records предлагает музыку разных жанров (джаз, блюз, классика и т.д.), «hot stamper» здесь неизменно называют именно классические рок-альбомы таких коллективов, как The Rolling Stones, Pink Floyd, The Who и т.д.
Находить пластинки в идеальном состоянии и с таким чистым качественным звучанием очень непросто...
Так ли они хороши?
Весь процесс начинается с поиска нужных записей. Ищутся они повсюду — в частных коллекциях, на аукционах, на распродажах. Чтобы найти десяток пластинок в нужном состоянии, надо хорошо постараться. После поисков начинается чистка: тут дело обстоит крайне серьезно — моют так тщательно, как это возможно. На одном из этапов чистки пластинок в Better Records используют мойку винила Odyssey RCM MKV — эта немецкая «машина», собранная вручную, очень высоко ценится среди коллекционеров пластинок.
После того, как многоэтапная чистка заканчивается, начинается прослушивание записей в специальном помещении. Пластинки тестируют на качество звука.
Несмотря на то, что большинство аудиофилов слушают винил на ламповых усилителях (и считают это единственным разумным подходом), Том Порт использует сделанный в Японии транзисторный интегрированный усилитель мощностью 30 Вт на канал. Нужно сказать...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2355