Интервью с автором книги
"Beatles For Sale": "Как все, к чему они прикасались, превращалось в золото" Джоном Блейни
by Gary James
Вы знаете их песни. Вы знаете альбомы. Вы знаете фильмы. Но как The Beatles и их загадочный менеджер Брайан Эпстайн в конечном итоге стали пионерами так многого, что мы теперь знаем, как современный музыкальный бизнес. Это, конечно, не потому, что у кого-либо из них было ясное видение того, что они делали. На самом деле, очень часто Битлз или Брайан Эпстайн делали такие вещи, просто потому, что никто не был там и не делал этого до них.
Книга "Beatles For Sale" Джона Блейни подробно описывает путь группы и их ближайшего окружения в продвижении, рекламе, продаже записей, концертах, продаже сувениров, съемке фильмов и руководстве публикациями и звукозаписями. Она охватывает путь Битлз от первых концертов, как the Quarrymen, до судебных баталий по поводу бренда Apple в 21 веке и все, что было между этим.
Вопрос - Джон, это книга, которую я искал, в течение очень долгого времени. Я думаю, что для меня это отвечает, в частности, почему Джон Леннон был так горек временами, когда дело дошло до The Beatles. Как вы смогли отследить так много контрактов, которые подписали The Beatles?
- Письменные архивы BBC имеют несколько документов, касающихся платежей и роялти от выступлений на радио и телевизионных шоу. Я нашел ксерокопию договора Битлз с Брайаном Эпштейном на сайте продажи автографов! Остальные взяты из различных книг. Azing Moltmaker опубликовал книгу о Sgt. Pepper, которая перепечатала полный контракт Beatles 1967 года с EMI и книга Брюса Спайзера содержит фантастическую информацию. Книга Брайана Саутхолл о Northern Songs была также очень полезна.
Вопрос - Вы получаете какой-либо вид сотрудничества с Полом Маккартни или любого из адвокатов Битлз?
- Никакого.
Вопрос - На странице 34, вы пишете о Брайане Эпштейне: Он произвел впечатление на The Beatles, которыми он хотел управлять, потому что они ему нравились, но его главной заботой с самого начала были деньги. Он был бизнесмен. Я рад, что вы извлекли это. Я верю в это. Писали, что Эпштейн был как-то привязан к Джону Леннону. В своем исследовании, вы когда-нибудь слышали об этом? И как Брайан Эпштейн мог знать, что The Beatles будут больше, чем Элвис?
- Я думаю, что интерес Эпштейна к Леннону хорошо задокументирован. Это все слухи и домыслы. Единственные люди, которые действительно это знают, оба мертвы, так что мы никогда не будем знать правду. И, честно говоря, действительно ли это имеет значение? Эпштейн не мог знать, что The Beatles будут больше, чем Элвис. Он просто делал то, что делают менеджеры, чтобы вызвать интерес. Если вы менеджер, вы не попробуете получить контракт на запись, сказав, что группа, которую вы представляете неплохая. Вы рекламируете группу как Величайшую Группу в Мире! Это просто, чего никто пока не знает и если вы хотите денег, вам лучше подписать их, прежде, чем кто-то другой это сделает. Конечно, это не совсем работало на Эпштейна, потому что никто не верил ему и он был отклонен каждым лэйблом в стране, пока он не встретил Джорджа Мартина. И даже Джордж Мартин сказал, что когда он впервые услышал их, он подумал, что они были дерьмом, но он полюбил их как личности, поэтому он подписал их.
Вопрос - Вы пишете: для контрактов Эпштейна было по-настоящему обязательным, чтобы опекуны Маккартни и Харрисона должны были подписаться за них. Я так понимаю, что родители этого не знали?
- Я сомневаюсь в этом. Зачем им? Они были люди из рабочего класса Ливерпуля. Они, вероятно, никогда не подписывали никакого контракта в своей жизни. Хотя это странно, что Эпштейн не знал, что без их подписей, эти контракты не стоят и бумаги, на которой были напечатаны. Я не говорю, что он делал что-нибудь закулисное, это вероятно, еще один пример его наивности. Хотя, поскольку Эпштейн был обеспокоен, его слово было так же хорошо, как его связи.
Вопрос - Что я нашел особенно удивительного, было то, что Брайан не уделял достаточно внимания мерчендайзингу. Почему? Он передал эту часть бизнеса Битлз адвокату, который сделал такие ужасные предложения.
- Я думаю, что ему наскучили все запросы и он не признал, насколько это может быть выгодно. Он был более заинтересован в микро-управлении турами Битлз и сценическими шоу, чем беспокоиться о пластиковых гитарах и обертках жевательной резинки. За исключением Элвиса, тогда не было много мерчендайзинга, связанного с поп-музыкой. Все происходило невероятно быстро. Он не имел никакого опыта управления группой на этом уровне. Это было все в новинку и он должен был составить правила, когда он продвинулся. Каждому дозволена ошибка и это была ошибка Эпштейна. Но что это за ошибка!
Вопрос - Не было моделей для Эпштейна, чтобы на том основывать свой бизнес-план, если он имел один, который, кажется, маловероятным. Был Элвис, верно?
- Вы правы. Всегда был Элвис. Но Элвис был сольный исполнитель. The Beatles были группой. Я удивлен, что Эпштейн не смотрел на Элвиса, в частности, для советов по мерчандайзингу. Но, слава богу, он не моделировал Beatles по Элвису. В противном случае мы бы имели серию дешевых и липких фильмов, где в главной роли The Beatles в невероятных обстоятельствах. Тем не менее, в Великобритании в то время, был только один известный менеджер - Ларри Парнес*, и я не уверен, что The Beatles были бы лучше, если бы они последовали его бизнес-модели. На самом деле, я думаю, что Эпштейн имел преимущество над Парнесом.
(*Лоуренс Морис "Ларри" Парнес (3.09.1929 - 4.08.1989) был первым крупным британским рок-менеджером и его конюшня певцов включала многих самых успешных британских рок-исполнителей конца 1950-х и начала 1960-х годов.)
Вопрос - Если ничего больше, то Брайан Эпстайн знал, как управлять имиджем его мальчиков. Да. Очень важный момент. Великое наблюдение. Я не уверен, что многие други...
https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=1904