Я с детства не представляю себе жизни без хорошей музыки. В школьные годы музыка слушалась на том, что было дома у родителей (виниловый проигрыватель «Орфей-103С» и кассетный магнитофон «Вильма M212 Стерео»). Потом я начал зарабатывать самостоятельно и постепенно покупать всё более серьёзную технику, в своё время добравшись до неплохого ресивера Onkyo и очень хорошей напольной акустики Athena SCT (к сожалению, эту систему мне пришлось продать при переезде в Киев).
Как и большинство любителей хорошего звука, я в основном черпал сведения из специализированный прессы и форумов, на которых общались такие же «аудиофилы» — как начинающие, так и опытные. Поэтому неудивительно, что я тоже подхватил несколько типично аудиофильских мифов, которые на самом деле не имеют никакого отношения к действительности. Благодаря им я провёл немало часов, сравнивая звучание различных межблочных кабелей и комбинаций «усилитель/акустика».
Критическое отношение к этим мифам позволило мне сэкономить много времени и денег, забыть о постоянной неудовлетворённости своей аудиосистемой и начать просто слушать музыку. Поэтому я подумал, что неплохо было бы поделиться данным опытом с другими.
Качество звука у вас дома слабо зависит от качества (и стоимости) аппаратуры
Я понимаю, что это звучит странно, но качество звука зависит не только и даже не столько от вашей аппаратуры. На самом деле где-то на 50% оно зависит от особенностей помещения, в котором вы слушаете музыку, и от расположения акустики.
Типичный пример ошибки, которую совершают очень многие: у человека маленькая комната, поэтому он покупает полочную акустику, у которой порты фазоинверторов выведены назад. И ставит эту акустику на полку (она же полочная, верно?) или вешает прямо на стену. При этом воспроизводимая музыка, разумеется, превращается в невнятный бубнёж на частоте настройки фазоинвертора.
А если вдруг так случится, что у помещения, где вы слушаете музыку, длина одной из стен составляет примерно 3 метра (что в советских квартирах случается очень часто), то это означает, что резонансная частота такого помещения находится где-то около 100 Гц. К чему это приводит с точки зрения акустики, думаю, объяснять не надо.
Вывод: прежде чем покупать дорогую технику, стоит позаботиться об акустической подготовке помещения (которая в свой черёд может стоить дороже, чем весьма неплохой комплект аппаратуры), а также подумать о том, где эту технику поставить. И уж в любом случае не стоит покупать колонки с задним расположением фазоинвертора, поскольку в этом случае расстояние от акустики до стены должно составлять минимум 70 см, что заметно ограничивает возможности расстановки.
Акустика превыше всего
Довольно часто встречается ситуация, когда при покупке аудиосистемы человек в первую очередь тратит деньги на усилитель и источник, а акустика приобретается по остаточному принципу. Я лично знаю несколько человек, у которых дома стоит очень приличная техника, но при этом они слушают её с советскими колонками типа S-90 (которые на самом деле совершенно непригодны для воспроизведения музыки и представляют собой скорее полноразмерный муляж акустики). Разумеется, стоит поступать строго наоборот и тратить основные деньги на акустику, выбирая всё остальное по остаточному принципу.
Если вы посмотрите на любую акустику, то увидите, что неравномерность в заявленном для неё диапазоне частот обычно составляет несколько децибел, а коэффициент нелинейных искажений — несколько процентов (в некоторых случаях — десятков процентов). При этом любой грамотно спроектированный и технически исправный усилитель, произведённый в течение последних 40 лет, обычно имеет диапазон воспроизводимых частот от 5 Гц до 70 кГц при неравномерности в десятые доли децибела и коэффициенте нелинейных искажений в сотые доли процента. Поэтому любое улучшение в более слабом звене (т.е. в акустике) будет более заметно, чем улучшение в заведомо более сильном звене системы.
Исключением из этого правила являются ламповые усилители, которые как раз имеют высокий коэффициент нелинейных искажений, но при этом в их спектре преобладают чётные гармоники, которые приятны для слуха и придают звуку ту самую «тёплую ламповую окраску».
Аудио высокого разрешения — маркетинговое изобретение
Очень часто приходится слышать мнение, что аудио высокого разрешения — это панацея от всех бед, связанных с качественным воспроизведением звука. Дескать, я сначала послушал такую-то запись в «CD-качестве» и она мне не понравилась, а потом скачал то же самое в 192/24 и эгегей! Но, как это часто бывает, в действительности аудио высокого разрешения не имеет абсолютно никакого практического смысла.
Основное преимущество высокой частоты дискретизации заключается в том, что она позволяет записывать и воспроизводить сигналы с более высокой частотой. Например, аудио «CD-качества» с частотой дискретизации 44.1 кГц позволяет записывать и воспроизводить звук с частотой до 22050 Гц. Для аудио с частотой дискретизации 96 и 192 кГц это значение составляет 48 и 96 кГц соответственно.
Однако если вы учились в школе, то должны помнить, что человеческое ухо способно воспринимать частоты с частотой от 20 Гц до 20 кГц, причём это в лучшем случае. Например, если вам больше 25 лет, то вы с очень большой вероятностью не слышите частоты выше 17 кГц. Так зачем вам записывать и воспроизводить ультразвук, который вы всё равно не сможете услышать ни при каких обстоятельствах?
Более того, в определённых условиях аудио высокого разрешения способно ухудшить звук. Если в сигнале есть ультразвуковая составляющая, продукты её интермодуляции вполне могут проникать в слышимую часть спектра. А ещё вполне вероятна ситуация, когда этот самый ультразвук приводит к выходу из строя высокочастотных динамиков ваших акустических систем...
Справедливости ради стоит сказать, что высокая частота диск...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2352