Эта история началась в 1962 году, когда у Битлов вышел первый сингл - "Love Me Do". Та компания, которая была ответственна за его издание - EMI's Ardmore & Beechwood publishing company - особо не парилась с его промоушном, с связи с чем продюсер Джордж Мартин посоветовал Брайану Эпштайну, менеджеру группы, озаботится поиском издательской компании, порекомендовав при этом среди других известных ему контор компанию Дика Джеймса - Dick James Music Ltd. К последнему Эпштайн завалился с ацетатом только что записанного "Please Please Me", и был впечатлен тем, как одним звонком тот договорился об участии группы в шоу "Thank Your Lucky Star".
В результате было создано общество из 4 участников - 20% долей принадлежали Леннону, 20% Маккартни, 10% фирме NEMS, принадлежащей Брайану Эпштайну и Битлз и 50% - конторе Дика Джеймса, которой тот владел совместно с партнером, неким Чарльзом Сильвером. Было выпущено 100 акций, распределенных пропорционально долям в обществе. Джордж Мартин не вошел в состав участников, так как посчитал, что возможен конфликт интересов с компанией EMI, на которую он работал. Компания получила название "Northern Songs" и была стандартной publishing company - то есть компанией, ответственной за получение авторами прибыли при использовании результатов их творчества в коммерческих целях. С моей точки зрения - подобное распределение долей называется коротко и емко - грабеж. Все-таки, при всех своих достоинствах, Эпштайн был полным профаном в вопросах финансов. Кроме хитов пера Леннона и Маккартни компания сперва занималась так же изданием ранних песен Джорджа Харрисона, но тот оказался непрост, справедливо рассудив, что негоже складывать все яйца в одну корзину, и вовремя соскочил, запилив в 1964 свою собственную контору - Mornyork Ltd - как водится, со шлюхами и блэкджеком.
В 1965 году, поглотив еще одну фирму - LenMac enterprises, созданную для издания песен за границей, - "Northern Songs" меняет правовую форму. Теперь, имея намерением сэкономить на capital gains tax (налог вроде нашего НДС) они становятся public company, то есть отныне могут продать доли и другим субъектам, не являющимся учредителями. Так как тандем исправно писал песни и доли участников возрастали, выпущенных акций стало недостаточно, и их было эмитировано еще 5 000 000, которые распределились следующим образом: Леннон и Маккартни по 15%, Джордж Харрисон и Ринго Старр по 0,8% , Дик Джеймс и его партнер, главбух компании Чарлз Силвер – 37,5%, Брайан Эпстайн – 5%, и NEMS – 7,5%. Остальные 20% были выброшены на рынок ценных бумаг на лондонской бирже, то есть, фактически, были проданы первым встречным, что заложило бомбу замедленного действия.
В 1967 году умирает Брайан Эпштайн. Такие дела. К сожалению мне не удалось отследить каким образом распределилась его доля. Вообще-то, Брайан не оставил завещания, и все его имущество, включая доли в фирмах должно была отойти его матери. Примерно в это время Битлз портят отношения с Диком Джеймсом (впоследствии Джеймс ссылался на их бесцеремонное поведение). В этот же период Маккартни в тайне от партнеров начинает прикупать акции Northern Songs. Кроме того, на горизонте появляется предприимчивый Аллен Кляйн, который первым делом начинает сокращать расходы Apple и пересматривает старые контракты, в том числе, решает не продлять контракт с Диком Джеймсом. Обиженный Джеймс и его партнер в 1969 году втихаря продают свою долю (напомню - 35%) ATV Music за £1,525,000. Ее хозяин - сэр Лью Грейд - предлагает дуэту 9 лимонов за их доли, но те отказываются, в свою очередь требуя вернуть исконное на базу по разумной цене. Представления о разумности у сторон не совпадают, и тут все участники вспоминают о гуляющих 20% акций. (Ну, гуляли уже не 20%. Как мы помним, какая то часть осела в карманах Пола).
Держатели 20% акций, созерцая весь этот замес, свои акции припрятывают подальше, предвкушая их страшное повышение. Кроме того, они объединяются в Консорциум держателей акций, и вместо разобщенной толпы ротозеев мы наблюдаем полноценную третью сторону, без помощи которой ни одна сторона не получает контрольного пакета акций. Сдвинув кепки на лоб они начинают диктовать свои условия.
Все это происходит на фоне разваливающейся группы, 2 участника которой уже выпустили по сольному альбому. Предсказуемый финансовый кризис постигает еще одну компанию "Битлз" - "Эппл корпс". Леннон, выяснив наконец, что усилиями партнера обладает на 60 000 меньшим количеством акций устраивает скандал. Не добавляет порядка тот факт, что интересы Маккартни представляет его тесть, Ли Истман, а интересы остальной троицы - проженный Аллен Кляйн. Последний даже продумал план покупки Northern songs фирмой Apple через подставных лиц, но эта инициатива была заблокирована Ли Истманом, который не поленился нахерачить письмо ATV, разъясняя, что формально у Кляйна нет полномочий заключать сделки от лица всех Битлз.
Этот клубок противоречий приводит в 1969 году к "разводу" Битлз и последующему судебному процессу между Маккартни и остальной троицей. Между тем, по существующему контракту с Northern Songs, заключенному в 1963 году в Ливерпуле, Маккартни и Леннон были обязаны 10 лет писать песни в тандеме, чего, конечно, ожидать было глупо. Для решения этого противоречия, Леннон и Маккартни были вынуждены продать свои 30% долей сэру Лью Грейду за £3.5 000 000. Консорциум, опасаясь снижения курса также быстро сливает свои акции ATV music. Таким образом, Northern Songs вышла из-под контроля Битлз и стала собственностью одного участника - ATV music. (Нуу, почти. Осталось несколько акций на руках тех, кто не пожелал с ними расставаться, а также те самые 0.8% до сих пор принадлежат Ринго. Прагматичный Джордж свою долю продал первым в июне 1969 года. Их доли ни на что не влияют, так как - контрольный пакет и т.д.).
В 1981 году сэр Лью Грейд любезно предлагает Маккартни выкупить каталог песен Битлз за 20 000 000. Пол не успевает собрать такую сумму, и предлагает скинут...
https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=1881