Часть вступительная. Проблемы фонографической коммуникации
Искусство звукозаписи — самое молодое из всех существующих. Его история насчитывает немногим более ста лет, а промышленная грамзапись еще моложе. Изначальной целью грамзаписи является сохранение звуковой информации для повторного (неоднократного) использования (прослушивания) в изначальном либо измененном виде. Фонографическим продуктом является единица хранения музыкальной информации в базе данных, представляющая собой логически завершенную часть в виде единого цикла рекординговых данных, имеющих исключительно информационный характер, либо завершенные части музыкальных произведений.
История фонографической коммуникации являются неотъемлемой частью нематериального культурного наследия каждой страны. Советский Союз был не только «самой читающей» в мире страной, но и «самой слушающей». В изменении социально-информационной жизни общества роль музыкальной грамзаписи в СССР была весьма значительна. Она являлась своего рода зеркалом, отразившим жизнь и интересы людей вне политических приоритетов. В течение семидесяти лет Апрелевский завод был пионером русской грамзаписи, одним из главных отечественных брендов, а заодно и действенным социально-коммуникативным средством. Совпадение технологического прорыва в сфере звукозаписи с распадом СССР привело к неоднозначным информационным последствиям.
В 1982 году в Апрелевке был создан заводской музей истории грампластинки [1], где и сегодня хранятся тысячи виниловых дисков. Как не согласиться с Алексеем Козловым в том, что погибает музей национального значения. Уцелевшие пластинки расходятся по частным коллекциям, в основном зарубежным. По его словам, «придет время, когда мы пожалеем и о каждой пластинке, и об уничтоженных в 1990-х матрицах, с которых сегодня можно было бы штамповать винил, раскупавшийся бы, как говорится, со свистом…» [2]. Как отмечают многие специалисты, стоимость ценных экземпляров виниловых пластинок ежегодно увеличивается на 10-15 процентов.
Итак, конкуренция и бурное развитие двух систем звукозаписи привели к целесообразному распределению областей применения каждой из них. Высокое качество аналоговой записи на грампластинке и магнитофонной ленте гармонично существовало с 1948 до 1983 года, до появления на рынке первых компакт-дисков [3]. В 1991 года виниловая пластинка перестала восприниматься как один из основных источников массовой музыкальной информации. Но тем не менее, через 17 лет – в 2008 году начался второй этап ее социального возрождения. Именно в указанном году в мире было продано (только официально – без учета «пиратского» и вторичного коллекционного рынков) почти 2,9 млн. штук. Это больше, чем в любой другой год, начиная с 1998 года.
Кроме этих трендов, важнейшей особенностью музыкальной звукозаписи является то, что в каждой страны она стала неповторимым, уникальным и самобытным феноменом, с присущими национальными традициями и другими определяющими чертами. Вот поэтому изучение истории грамзаписи и фонографической продукции, как основного источника, является актуальной проблемой, исследование которой позволяет проследить становление мировой аудиоиндустрии и первичного аудиорынка во второй половине XX века.
Следует отметить, что начало освещения проблемы граммофонной записи положено в работах С. Глязера, В. Гуриновича, М. Долгополова, Ю. Капустина, В. Рудима и других. Различным аспектам грамзаписи популярной музыки и грампластинки посвящены более поздние работы советских и российских ученых и практиков, прежде всего, таких, как Л. Аполлонова, Б. Владимирский, П. Грюнберг, М. Долинский, А. Железный, Н. Железнякова, А. Коган, Ю. Козюренко, А. Козявин, М. Колмаков, В. Кривалов, Е. Регирер, Д. Ухов, Н. Халатов, И. Хижняк, В. Шаров, Н. Шумова, А. Эркомаишвили, В. Янин, В. Яшкин и других. К изучению различных проблем грамзаписи, истории грампластинки, а также исследованию современных социо-технологических реформаций в рекординговой сфере популярной музыки, все чаще возвращаются современные российские и украинские исследователи – С.Агеев, Л.Антонов, А.Аршинов, С.Ахтямов, В.Бокарев, Т.Букина, В.Василевский, Л.Васильева, Е.Воронянский, А.Гаевский, В.Горбатов, А.Горохов, Ю.Гришин, Н.Зильбербрандт, А.Ильин, Г.Кнабе, В.Козин, А.Кочанов, Д.Кондаков, И.Кондакова, Н.Краснов, Я.Левчук, А.Муратов, Д.Муратова, В.Никамин, А.Петухов, А.Пройдаков, И.Савинков, Е.Савицкая, Ф.Софронов, А.Тихонов, С.Тихонов, А.Шерель и некоторые другие.
Вместе с тем, отдавая должное заслугам исследователей, следует констатировать, что феномен грамзаписи популярной музыки в социалистических странах в контексте общей истории второй половины XX века изучен недостаточно. До настоящего времени не существует ни единой научной работы, посвященной системному анализу феномена восточно-европейской звукозаписи. Многие другие информационные аспекты музыкальной грамзаписи в условиях социализма остаются без научной «расшифровки».
Предметом статьи является история развития Апрелевского завода грампластинок в системе массовых коммуникаций ХХ столетия. Цель публикации заключается в изучении новых методологических подходов к пониманию системного объекта музыкальной звукозаписи в истории социальных коммуникаций и аргументации утверждения, что музыкальная звукозапись является уникальным институтом социальной коммуникации.
Источниковая база исследования, ставшая практической основой написания данной научной статьи, включает, помимо звуконосителей, каталоги торговых фирм, периодическую печать и другие традиционные источники, а также большое количество действующих сайтов, блогов и других Интернет-ресурсов различного характера, связанных с предметом исследования. Развитие Интернета способно решить проблему доступности результатов научных исследований. Системный анализ Интернет-данных по определенной проблематике в современных информационных условиях по сути...
https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=1880