Ты помнишь, как все начиналось?..
С этих известных строк "Машины времени" и начнем воспоминания о музыкальном Орске, о его оркестрах, группах и музыкантах с 60-х и до нашего времени...
Десятилетия прошли с той поры, а впечатления остались столь же яркими: я, ученик выпускного класса орской школы № 31, после празднования Нового 1968 года иду один в ДК Нефтехимиков на самую популярную в ту пору танцплощадку.
Сейчас, в век электронной, компьютерной музыки это, пожалуй, непросто представить: не диджей, "крутящий" диски через мощную звукоусилительную аппаратуру, а играющий для танцующей молодежи (среди которой, впрочем, встречались и люди зрелого возраста) в течение 2,5-3 часов настоящий биг-бэнд: четыре трубы, четыре саксофона, пара-тройка тромбонов, фортепиано, аккордеон, контрабас, ударные...
Это был, как сейчас принято говорить, коммерческий проект бессменного директора ДК М.О. Гуваряна. Михаил Ованесович известен прежде всего тем, что в 1952-м построил сначала здание ДК в стиле сталинского монументализма, а впоследствии пристроил к нему еще одно – современное, типовое, с почти восьмисотместным зрительным залом. ДК нефтехимиков при М.О. Гуваряне был знаменит народным театром оперетты, ставившим яркие спектакли на профессиональном уровне. В 1965 году театр достойно представил Орск на первой сцене страны – в Кремлевском Дворце – опереттой Ю. Милютина и Е. Шатуновского «Поцелуй Чаниты».
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности театра оперетты необходимы были дополнительные средства. Их и давали танцевальные вечера, 3-4 раза в неделю, на которых порой и яблоку было негде упасть.
С другой стороны, все музыканты театра оперетты, обслуживая танцевальные вечера, имели возможность небольшого приработка, что стимулировало стабильность состава оркестра. Единственным в оркестре человеком, состоявшим в штате дворца культуры, был его первый дирижёр, профессиональный виолончелист Ю.А.Эйрих, с которым мы частенько встречались в первой музыкальной школе города, где он преподавал, а я обучался игре на фортепиано. Юрий Александрович был и хорошим настройщиком фортепиано, в чем я убедился на собственном инструменте. Впоследствии он переехал в Ульяновск, где возглавил оркестр уже профессионального театра оперетты.
Нам часто приходится отходить от темы музыкальных коллективов города, работавших в Орске в сфере развлечений, поскольку без ощущения атмосферы той поры трудно представить, что двигало местными музыкальными предпочтениями.
А двигала ими беззаветная любовь музыкантов к джазу. Эдди Рознер, покинувший Россию, отправился покорять Америку. И, надо признаться, вписан особой строкой в анналы американского джаза. В Казань приехал из Харбина оркестр Олега Лундстрема. Эти два выдающихся джазмена оказали огромное влияние на формирование вкусов музыкантов, жадно припадающих при первой возможности к «враждебной», а потому и часто почти полностью заглушаемой станции Голос Америки. И делали они это только для того, чтобы в музыкальных перебивках услышать оркестр Гленна Миллера, волшебную трубу Луи Армстронга, сочный, неповторимый альт Эллы Фитцджеральд...
В оркестре оперетты и в эстрадном оркестре в ДК играли многие из ныне здравствующих: саксофонисты Александр Кузнецов и Николай Скобелев, тромбонист Виктор Жильников, пианист-аккордеонист Валерий Бацман... И даже пианист-главный инженер, а впоследствии и директор Восточного предприятия электросетей Ледекер Юрий Антонович. Заслуженный работник Минтопэнерго РФ, заслуженный работник ЕЭС России.
Саксофонист Игорь Менг, его брат-трубач, Олег, трубач Анатолий Фишман (долгое время возглавлявший Горгаз) уже, к сожалению, не смогут порадовать нас своими воспоминаниями о прошлом музыкального Орска... Как и дирижер второго эстрадного оркестра ДК нефтехимиков Евгений Бакланов и переехавший в Израиль, умерший там Григорий Беленицкий. Никогда не забуду его слов: "Это в жизни: лучше поздно, чем никогда! А в музыке: лучше никогда, чем поздно!"
Начальное музыкальное образование музыканты тогда получали в трех музыкальных школах Орска. Некоторые были горячими поклонниками "вражеского" джаза. Как ни пытались тогдашние идейные правители задушить тягу к "интеллектуальной", как заверяет сейчас станция "Джаз FM", музыке. Часами сидели музыканты за прослушиванием с трудом добытых пластинок с записями Дюка Эллингтона, Рея Чарльза, "Серенады солнечной долины" Глена Миллера... И с точностью до нотки "снимали" и воспроизводили их музыку. А мне доставляла истинное наслаждение игра одного из таких музыкантов-пианистов той поры Александра Швецова. Его сын, Владимир, тоже стал популярным в городе джазовым пианистом, ныне делающим музыкальную карьеру в Австралии.
Быстро обрело популярность тогда джазовое трио, а впоследствии квартет Юрия Ямпольского (ДК "Серп и Молот"), оркестр ДК машиностроителей, возглавляемый Григорием Беленицким, в ритм-группе которого довелось играть и мне, затем эстрадный оркестр ДК энергетиков, дирижером которого был Виктор Егорович Кретов. Последний постоянное место работы имел не в ДК, а на ТЭЦ, но любимому хобби – музыке он посвящал все свое свободное время, аранжируя и репетируя с оркестром. Нашедшийся благодаря всемирной паутине ныне житель Ангарска Виталий Цирлин – в прошлом барабанщик в оркестре В. Е. Кретова, с упоением вспоминает летний визит 2012 года в родной Орск и вечер воспоминаний с давшим ему музыкальный старт Виктором Егоровичем. Вспомнили и безвременно ушедшего из жизни барабанщика Валеру Егорова...
Музыкальное братство не забывается. Конечно же, очень хотелось бы вспомнить все до деталей, дойти до каждого музыкального имени в городе... Но, надеюсь, не обидятся на меня музыканты, не названные здесь..
Конечно, приятно осознавать, что музыкальная жизнь Орска стала разнообразнее и профессиональнее. Произошло это, в том числе, и благодаря начавшему работать в Орске музыкальному училищу. Ряды музыкантов пополняются прекрасными, преданными своем...
https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=1827