За кулисами «Битлз-Феста», посвященного 13-летию портала «Beatles.ru», c Андреем Макаревичем пообщался Олег Мартишин — наш журналист и лидер группы «Father McKenzie», также выступившей на фестивале. Андрей Вадимович, возможно, впервые дал развернутое интервью, посвященное группе The Beatles, и подробно поведал о своих битломанских предпочтениях.
На вашей памяти в середине 60-х выходили новые альбомы The Beatles. Каково было услышать с пылу с жару их новый (!) альбом, например, «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band»?
Мы на битлов тогда очень рассердились. Сначала из-за того, что они нам не понравились с усами, и потом, все-таки это был не рок-н-ролл, это был не тот драйв, к которому мы привыкли на их предыдущих пластинках. Потребовалось где-то несколько суток, чтобы мы в это въехали.
А когда вышел «The White Album»?
Ну тут мы уже были готовы ко всему, особенно после «Magical Mystery Tour».
Когда вы впервые услышали альбом «Abbey Road», сразу ли оценили все его великолепие и симфонизм?
Я их тогда просто не узнал. У нас в то время Игорь Мазаев на басу играл, он принес пленку, правда очень плохо записанную, поставил «Come Together» и спросил: «Кто поет?» Я слушал-слушал, говорю: «Не знаю», а он мне: «Мудила, это же Битлз, новая пластинка!» Мне было очень стыдно, но битлы действительно умудрялись настолько не держаться за то, что было успешно сделано на предыдущих записях, что в общем-то их не всегда можно было узнать, особенно если впервые слышал в плохом качестве.
Когда The Beatles распались, всем было интересно — по какому же пути пойдет каждый из битлов? Какими были ваши впечатления от первых сольных альбомов, насколько ожидания совпали с результатами?
Начнем с того, что это было большое горе, когда они распались. Первый альбом Маккартни тогда мне показался очень симпатичным своей какой-то простотой домашней и мелодичностью. Что касается Леннона, то я все равно считаю, что он сделал одну великую пластинку — это «Plastic Ono Band» 1970 года, все остальное меня как-то не торкает.
А маккартниевский второй альбом «Ram»?
Первая пластинка была все равно чуть-чуть более трогательной. До сих пор на каждом альбоме, включая последние релизы, у Пола есть всегда как минимум одна песня, которая вышибает и соплю и слезу, потому что она всегда очень и очень мелодичная, и, как правило, минорная. Маккартни, конечно, мелодист номер один в мире.
Андрей Макаревич в студии Abbey Road
Какими были ваши первые впечатления от прослушивания песен «Free as a Bird» и «Real Love» с битловской «Antology»?
«Free as a Bird» — фантастическая песня, «Real Love» — чуть послабее. Это потрясающая работа Джорджа Мартина, прежде всего. Он сумел из этих кусочков создать абсолютно битловский саунд, непередаваемую магию. Хотя я читал внимательно про то, какой это был адский труд — тональности подгонять и тому подобное.
Почему, несмотря на дальнейшее развитие рок-музыки и появление, возможно, более масштабных и изобретательных групп (Led Zeppelin, Queen, Pink Floyd и т.д.), The Beatles до сих пор остаются рок-группой номер один?
Они не ставили границ жанра, не ограничивали себя какой-то стилистикой. Они смело уходили куда угодно. Ник Кон (английский рок-журналист — прим. ред.), кстати, по этому поводу писал, что битлы как раз и угробили рок-н-ролл, потому что были гениями, у них все получалось. А вслед за ними все бросились в эксперименты, рок-н-ролл рухнул, потому что не все были такие талантливые, как The Beatles. Однако в итоге все свелось к так называемому «формату», который я терпеть не могу.
Как вы относитесь к группам, которые намеренно продолжают битловскую тематику, например, Electric Light Orchestra? Даже Джон Леннон говорил, что если бы The Beatles не распались, они бы звучали как ELO.
Ну, ты знаешь, точно так же можно говорить, что Билли Джоэл продолжает тематику Элтона Джона, хотя на самом деле они весьма разные ребята. Также я бы не сказал, что Electric Light Orchestra сознательно копируют The Beatles, они взяли от битлов то, что у них очень любили, на чем они сами росли, это в них вошло помимо их желания. Я не думаю, что Джефф Линн ставил себе задачу скопировать саунд The Beatles — нет, он придумал свой саунд.
Что вы думаете о группе The Traveling Wilburys — это занимательный джем-проект для души или лучшая супер-группа всех времен и народов?
Ну какой это джем — два студийных альбома, для джема многовато! Это очень хорошая работа, очень профессиональная, не натужная, легкая, здесь хорошо выбрана стилистика. Когда Борис Гребенщиков вернулся из Америки, The Traveling Wilburys как раз писали первый альбом, он у них был на сессии и привез еще не отмастеренные Джеффом Линном записи. Они были гораздо лучше — все-таки Линн все очень прилизывает. Песни стали такие аккуратненькие — а раньше они были сырые, где было вот каждого слышно, первоначальные записи были невероятно кайфовые.
Как лично на вас повлиял Джордж Харрисон как соло-гитарист? Какие его исполнительские приемы вы выделили бы в первую очередь?
Я считаю, что он один из лучших вот таких «групповых» гитаристов в мире. То, что он играет — это невероятно красиво, весьма легко для восприятия и иногда невероятно сложно для исполнения, и это не «сложность ради сложности». Джордж в последние годы играл слайдом, на записи он всегда делал дабл-треки в унисон, это чудовищно сложно вот с такой интонацией играть самому с собой железочкой, поверьте мне, это я вам как гитарист говорю. Но тем, кто этого не знает, подобное в голову никогда и не придет. Кажется — три нотки сыграл, просто поет как-то гитара по особенному. Он фант...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2310