Часть первая
Имя питерской группы КАФЕ на столь раскручено, как брэнды рок-звезд первой величины, и тем не менее, лица этих музыкантов регулярно мелькают в кадре как только начинают звучать слова "Битлз", "рок-н-ролл" и "профессионалы". Музыканты КАФЕ в разное время аккомпанировали звезде британского ритм-энд-блюза Артуру Брауну, знаменитому кантри-гитаристу из окружения Элвиса Пресли Джо Эдвардсу и, наконец, в 2008 и 2009 годах, тому самому Тони Шеридану, с чьей персоны начался взлет ливерпульской четверки. Нашему корреспонденту удалось задать несколько вопросов основателю и бессменному лидеру КАФЕ Алексею СМИРНОВУ.
Корр .: Алексей, сразу банальный вопрос - что для Вас в жизни значит музыка Beatles?
АС: Битлз для меня - пример истинной любви к своей работе. Четверо молодых ребят до безумия влюбленных в музыку во всех ее проявлениях, не потерявших живого интереса к ней даже на топе славы - это просто фантастика по нынешним меркам. Они хотели всего и сразу. Они стремились узнать все обо всем и переиграть на максимальном количестве инструментов. Если где-то появлялась новая пластинка - в тот же день она появлялась у них, и уже к вечеру была заслушана до дыр. Если где-то мелькала реклама новой модели электрогитары - "роуди" Мэл Эванс мгновенно отправлялся в музыкальные магазины в поисках новинки. Мало кто из знатоков в курсе того, что пронзительное гитарное соло в "You're Going To Lose That Girl" Джордж играет не на привычном своем Gretsch Tennessean, а на новой модели Fender Stratocaster (позже этот инструмент "всплыл" в Magical Mystery Tour - уже разрисованный в психоделические завитушки. На "Белом альбоме" у них появилась новая игрушка, по сей день сбивающая с толку музыкантов, пытающихся снять "в ноль" лини баса - удивительный инструмент Fender Bass VI, который иногда еще называют баритон-гитарой (вспомните фильм "Let It Be" - там эта штука мелькает часто).
Корр.: Я вижу, что слухи о том, что Вы являетесь настоящим знатоком битловского творчества, не преувеличены. Скажите, ведь наверняка первая песня, которую Вы сыграли на гитаре была именно "их"?
АС: Именно так. "All My Loving" стала моей первой "вменяемо сыгранной" на гитаре песней. И переломным моментом в моей жизни, когда я окончательно и бесповоротно решил для себя свою дальнейшую судьбу. Музыка. И никак иначе.
Корр.: Один из Ваших первых проектов назывался "Станция Вултон" и занимался каверами мерси-бита, в том числе и Битлз. Почему этот проект прекратил свое существование?
АС: При всей своей любви к Элвису и Литтл Ричарду, Битлы, в начале карьеры исполнявшие каверы на них и пытавшиеся подражать своим кумирам, успели вовремя повзрослеть и сделать шаг в самостоятельную творческую жизнь. Мне, к счастью, это тоже удалось. К сожалению, многим талантливым музыкантам удобно и уютно оставаться в категории кавер-группы, ведь все уже написано, аранжировано и популяризировано. Но такой путь - не для меня.
Корр.: Говорят, что успех вашего проекта в питерской тусовке был столь велик, что даже сам великий и ужасный Коля Васин однажды объявил со сцены Алексея Смирнова как "нашего питерского Джона". Это правда? Тем более - очки, длинные волосы...
АС: Мне что-то такое говорили. Но сам я, вероятно был за кулисами в тот момент. Меня часто в жизни сравнивали (и продолжают сравнивать) с Джоном. Сам я не гонюсь за такими сравнениями, хотя где-то в глубине души порой мелькает крохотная тщеславная искорка. Сейчас я исполняю роль Джона Леннона в детском рок-спектакле "Прекрасная Вампука", этого вполне достаточно и чтобы вернуться в юношеские воспоминания, и чтобы еще раз окунуться в мир человека, коренным образом изменившим мою жизнь.
Корр.: Как получилось, что именно КАФЕ аккомпанировало Тони Шеридану в Питере?
АС: Готов предположить, что мое шумное битломанское прошлое и тайное битломанское настоящее сыграли немалую роль. По крайней мере, я сам считаю, что лучше КАФЕ никто бы в тот момент не справился с поставленной задачей.
Корр.: Расскажите о Тони Шеридане. Вам ведь удалось пообщаться в жизни вне сцены?
АС: Замечательный дядька. Шебутной, юморной, неутомимый. Постоянно кого-то подкалывает, терпеть не может концертного официоза и все так же по уши влюблен в рок-н-ролл. Естественно, я не мог удержаться и не расспросить его в подходящие моменты о его молодости, о битлах , о Гамбургских деньках и о том, как все это было на самом деле.
Корр.: Вы репетировали вместе?
АС: Смотря что называть репетицией. Когда мы познакомились и предложили Тони пройти несколько песен из тех, что нам предстояло сыграть вместе, он посмотрел на нас как на дебилов и сказал:"Ребята, какая на фиг репетиция? Вы что, никогда рок в кабаке не играли?" Собственно, после этого лед был сломан. "Нам не надо репетировать. Я хочу просто поиграть с вами любой ерунды, чтобы почувствовать динамику группы".
Корр.: Он рассказывал Вам о молодых Beatles?
АС: Конечно. Я не оставил ему шансов, слишком много немой мольбы было в моих глазах, видимо. Очень много подробностей из гамбургского периода я попросту не могу вам раскрыть исключительно по морально-этическим соображениям. Но о характерах ливерпульской четверки Тони рассказал очень забавно, я могу кое-то поведать по секрету. Например то, что Джон Леннон был невероятно чувствительным и ранимым человеком, его могла повергнуть в меланхолию любая мелочь. Именно поэтому он стремился скрыть свои детские комплексы за маской злого циничного бунтаря.
Корр.: А что насчет Пола Маккартни?
АС: Тони сказал о нем в своем стиле, с долей "доброго цинизма": "Когда мне впервые представили Пола, то я поначалу боялся оставаться с ним наедине в комнате. Слишком уж он был симпатичный - ну вы понимаете..."
Корр.: А Джордж?
АС: Пожалуй, самые теплые воспоминания у Шеридана именно о Джордже. Веселый, раскованный, нисколько не "затюканный ст...
https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=1549