Недавно в Уфе с концертом побывал Андрей Макаревич. С музыкантом встретился корреспондент BONUS'а ( в газете BONUS был опубликован неполный текст интервью, здесь он приводится полностью - прим. ред. ).
- Вы записали совместный альбом с Михаилом Горбачевым. Где его можно послушать?
- Нигде, таково было условие. В Лондоне был на носу благотворительный аукцион и я придумал выпустить пластинку в одном экземпляре. Только благодаря этому ее можно будет дорого продать. В итоге диск продали за сто тысяч фунтов. Если мы ее еще где-то выпустим, то просто обманем человека, который за нее заплатил такие деньги.
- Но одна песня все-таки просочилась на телевидение.
- Одна песня, да. И в Интернете она есть.
- Ваша точка зрения по поводу нелегального скачивания известна. Но смотрите – когда человек ворует какую-то вещь, он осознает, что совершает преступление и его может мучить совесть. А скачивая музыку, искренне не считает себя виноватым в чем-то.
- Ну, во-первых, у нас масса людей ворует не только записи и совесть их не мучает.
- Еще с советских времен все друг у друга переписывали с магнитофона на магнитофон бесплатно, теперь скачивают? Это не то же самое?
- Нет, это не то же самое. Просто государство не озаботилось тем, чтобы вовремя людям объяснить, что такое интеллектуальная собственность. Любители скачать на халяву так ликовали, что это дело побеждает, а чем это кончилось? Кончилось тем, что во всем мире цены на билеты на концерты поднялись в три раза. Вот и все - что хотели, то и получили.
- А Вы сами скачиваете что-нибудь?
- Нет.
- В Интернете, тем не менее, есть редкие записи «Машины времени», которые нигде больше достать невозможно. Что плохого, если кто-то их скачает?
- Если вы скачали какую-то древнюю запись с репетиции, со мной ничего не произойдет. Зато, когда наша пластинка, через неделю после выхода, «висит» за бесплатно везде, где только можно, а мы на нее потратили, скажем, 120 тысяч долларов, и их надо вернуть, то мы понимаем, что никогда эти деньги не отобъем. Значит, следующий альбом мы не будем записывать.
- Вас постоянно в чем-то упрекают. И всюду – на вашем сайте, в интервью и даже в книгах вам приходится оправдываться. Трудно быть публичным человеком?
- Ничего подобного. Я ни в чем не оправдываюсь, мне не в чем оправдываться. Если человек что-то не понимает, я считаю, что должен объяснить ему свою позицию. Мир меняется, а я – нет.
- Вам известен музыкант Роберт Юлдашев? Правда ли, что вы намечаете совместный проект?
- Юлдашев очень хороший музыкант, я взял его координаты. Никогда не знаешь, что будешь делать через полгода и что тебе понадобится, какие инструменты. Поэтому я его в памяти держу всегда, и если возникнет необходимость в курае, то в первую очередь обращусь к нему.
- В 1975 году группа «Машина Времени» снялась в документальном фильме «Шесть писем о бите». Как вы туда попали, ведь это ведь было еще до того, как вы вышли на официальный уровень?
- Это Люша Ханютин, студент режиссерского отделения ВГИКА, делал курсовую работу. Тему можно было выбрать самому, он выбрал тему о современной музыке и снял этот фильм. Его за это чуть не выгнали из института, а фильм велели «смыть». Он спер коробку и благодаря этому фильм остался цел.
- А существуют ли еще ранние кино- видеозаписи «Машины времени»?
- У меня во всяком случае ничего нет.
Дальше идет эксклюзивная часть, не вошедшая в газету BONUS. Я спрашивал это только из битломанского любопытства, а потом решил, что для газеты это не годится, зато подойдет для сайта www.beatles.ru.
- В 2009 году были переизданы альбомы «Битлз» - черная коробка стерео, и белая моно. Для вас это было событием?
- Нет.
- И то, что моно-миксы впервые вышли на CD?
- Нет. Это интересно для слишком уж таких сумасшедших меломанов.
- А Вы не такой?
- Меня больше интересует их музыка сама, чем эти стерео, моно. Я когда впервые их услышал, это было на таком чудовищном аппарате. И все эти перемекширования - это все способ заработать денег.
- Понятно. Но вы купили эти переиздания?
- Нет. У меня есть винил, полная коробка, есть такая же сидишная коробка. Мне хватает.
- Хлебница?
- Да, да, да.
- А я вот собираю и то, и другое, ничего не могу с собой поделать.
- Понимаю.
- В конце 70-х «Машина Времени» перешла в Росконцерт. Вас тогда уже не «гнобили»?
- Еще как «гнобили». Мы ушли в Росконцерт, когда нас так «загнобили» в подполье, что жить уже стало невозможно.
- Но, тем не менее, вы были уже популярны на всю страну. У вас появилась возможность встретиться с теми, кого вы уважали? Например, с Высоцким?
- Нет. Мы с ним два раза работали в каких-то почтовых ящиках, вместе в концертах. Мы не были знакомы, я наблюдал за ним из-за сцены.
- Простите, что значит в «почтовых ящиках»?
- "Почтовыми ящиками" назывались закрытые научно-исследовательские институты, занимавшиеся чаще всего оборонкой - их адрес обозначался "почтовый ящик № такой-то" Из-за их закрытости им позволялось приглашать к себе артистов вроде Высоцкого или Машины времени - народ набежать не мог.
- У «Машины Времени» была своя My Bonnie – первая пластинка, в которой вы выступили как аккомпаниаторы для вокального трио Линник. Как вам это удалось – попасть на официальную пластинку в 1974 году, на обложке которой даже ваше название было напечатано?
- В 1974 году мы еще никого не пугали, наше название не было страшным. По крайней мере, официозу оно не было известно. Что-то по студентам только начинало расходиться.
- Но вы записались в настоящей студии. Не хотели заодно что-то свое записать?
- Нет. Записывался наш товарищ Димка Линник, он сейчас работает на Би-Би-Си. Он попросил нас аккомпанировать ему, мы с удовольствием помогли.
- Вы интересует...
https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=1531