В день The Beatles, который отмечался на портале TUT.BY 17 августа, гостем прямого эфира стал Дмитрий Подберезский - журналист, музыкальный эксперт ведущего сайта о белорусской музыке www.experty.by .
Вместе с Дмитрием Алексей Войткун попытался понять, в чём же секрет популярности ливерпульской четвёрки?
Скажите, как "Битлз" пришли в вашу жизнь?
Это были ещё школьные годы, примерно конец 60-х. Тогда уже началось более-менее системное прослушивание музыки, которая существовала у нас, и той, которая пришла к нам с Запада. Я не буду утверждать, что у нашего поколения «Битлз» были единственными фаворитами. Во-первых, было очень мало информации и мы слушали всё, что только к нам попадало, не деля на хорошее и плохое. Для нас всё было интересным. Мы не видели и не делали никакой разницы между группами "Червоны гитары" и "Битлз". И когда в 1969 году появились "Песняры", ещё до выпуска первого диска, они также наравне вошли в круг наших интересов.
Это был очень большой интерес к музыке?
У нас, понятно, как и в любом классе, была парочка компаний, в которых парни держались друг друга. В нашей компании магнитофоны были только в двух парней. Хитом того времени был магнитофон "Айдас", который был наиболее популярным и распространенным.
На бобинах ?
Да, на бобинах. Огромная штуковина, которая весила около десяти килограммов. И тот, кто имел в то время такой магнитофон, был как сегодня - владелец семерки БМВ.
У второго моего друга на то время был "Днепр", своего рода музыкальный центр - радио и магнитофон в одном корпусе. Поднять его могли только два человека. И каким-то образом музыка переписывалась с ленты на ленту, с бобины на бобину. Когда пленка рвалась, ее склеивали уксусной эссенцией, на чем она и держалась. И мы слушали.
Затем уже представилась возможность непосредственно записывать диски, а не перезаписывать и делать десятую копию. Практически всё, что до нас доходило, мы прослушивали. Таким вот образом "Битлз" и попали в поле нашего зрения. Именно эти пластинки и крутили на школьных вечерах, где были танцы. Приносили тот же "Айдас", включали какой-либо альбом "Битлз" и пускали его с начала до конца.
То есть , говоря по - современному , в вас были Битлз -parties ...
Возможно. Тогда учителя не считали это дикой идеологической заразой. Это допускалось. И на вечерах мы танцевали как под Ободинского, так и под "Битлз". А в 1969 уже произошло знакомство с музыкой "Битлз" вживую. К сожалению, я не был этому свидетелем, но в то время в радиотехническом институте, который был просто Меккой для всех музыкантов, что исполняли на то время еще относительно новую музыку, появилась компания людей, которые через три месяца после выхода нового альбома "Битлз", нота в ноту исполняли их песни живьем. Сначала это была минская компания, куда входили Ольга Алипова и братья Козловские. Всех припомнить сегодня будет сложно, но в наше время именно все и начиналось.
То есть , музыка настолько брала людей за живое , что хотелось нота в ноту повторять и петь слово в слово ? Что двигало молодыми людьми, которые слушали, переписывали и часто повторяли этих музыкантов?
Тяжело сразу сказать. На самом деле, это была своего рода отдушина на фоне высокопрофессиональной, но мало интересной советской эстрады. На конец 60- х годов в Минске уже было огромное количество коллективов, которые на достаточно приличном уровне исполняли как собственные песни, так и западные. Если припомнить тот же коллектив "Лявоны", который позже стал называться "Песнярами", то существуют записи концертов, на которых на русском языке исполнялись песни из репертуара группы "Битлз".
Это было своего рода альтернативой, которая и притягивала?
Конечно. Еще хотелось бы подчеркнуть, что на то время наша идеология на все это не обращала особого внимания. Своего рода давление на рок-музыку началось с осени 1968 года. Второй фестиваль - конкурс бит-музыки в Минске был запрещен, потому что в августе 1968 года в Прагу вошли советские танки, которые встретили патлатые парни, которые слушали рок-музыканту. И рок-музыка стала признаком своего рода буржуазной заразы.
Однако во время танцев в высших учебных учреждениях вся эта музыка исполнялась, и идеологи не обращали на нее никакого внимания. Вот что было удивительно.
Как вы думаете, в чем секрет того, что четверо молодых людей, буквально за несколько лет стали всеобщими любимцами сразу на всех континентах? Какого-то единственного мнения нет, и никто толком не может объяснить этот феномен.
Действительно, объяснить это довольно сложно. Но нужно принять во внимание тот факт, что в то время подобных коллективов в Англии были тысячи. И мне сдается, что количество здесь перешло в качество. А то, что "Битлз" получились именно такими, виновен господин Случай. И я думаю, что случайности управляют не только в мире искусства и музыки. Объяснить это, конечно же, можно - заняться этой темой, сесть и проанализировать разные серьезные высказывания, спорить и доказывать свою точку зрения.
Английский писатель Джеймс Олдридж, в 1967 рассуждая про "Битлз", объяснял секрет их популярности так: "... в основе всеобщего восхищения лежит восхищение тем, чего в идеале хотел бы достигнуть каждый парень из рабочей семьи ... они претендуют на все привилегии богатых, не принося себя в жертву богатству ". Вариантов мнений о секрете "Битлз" множества ... И практически со всеми можно согласиться.
Как я и говорил, это была совокупность самых разных, другой раз невероятных факторов. Например, в каком-то клубе играет какая-то группа. И если бы человек, у которого были деньги и который занимался бы бизнесом в сфере музыки, прошел бы мимо и не услышал эту группу, то группа и осталась неизвестной. А так, он пришел, услышал и сказал "Так-так, идите сюда!" И вскоре начал с ними работать, благодаря чему группа начала в...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2159