Память об ушедших в мир иной кумирах очень хорошо продается. Зачастую "бизнес на надгробии" куда более успешен, чем сам кумир при жизни.
Вряд ли кто будет спорить с поэтом, что если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Ну а когда они гаснут? Этот печальный процесс, оказывается, тоже имеет своих "бенефициаров". Неожиданный и стремительный уход Майкла Джексона в мир иной - классический пример "бизнеса после жизни". На именах "вечно живых" кумиров создаются успешные бизнес-империи, чьи прибыли затмевают состояния самих усопших. В этом экономическом феномене, замешенном на психологической мании человечества создавать себе кумира, попытался разобраться корреспондент "Итогов".
Простая алхимия
Ничто не ново под луной. И до Майкла звезды пригоршнями глотали пилюли, от которых давали дуба. Так было с моделью Анной Николь Смит, так было с актером Хитом Леджером, а задолго до них - с Элвисом. Искать виноватых и брать на цугундер циничных и алчных врачей, которые из корысти прописывали доверчивым гениям всю таблицу Менделеева, - любимый спорт массмедиа (бизнес после жизни - это ведь и их бизнес). И дело врачей приняло крутой разворот.
Отец семейства Джексонов Джо в беседе с Ларри Кингом высказал подозрение, что в смерти Майкла может быть повинен кардиолог Конрад Мюррей, который находился у постели умирающего певца, но сбежал. Три дня полиция его разыскивала. Несколько флаконов сильнодействующего обезболивающего препарата пропофол найдено в доме звезды. "Что-то тут нечисто", - заметил Джо. Полиция выражается осторожнее: доктор Мюррей не подозреваемый, а "лицо, представляющее интерес для следствия". На обычном языке это означает: "Парня следует основательно проверить, но улик мы пока на руках не имеем". В связи со сгустившимися подозрениями Мюррею пришлось нанять телохранителей - столько вокруг подогреваемых прессой чокнутых фанатов...
Ну а пока суд да дело, компания AEG Live, организовывавшая европейское турне Майкла Джексона, продает фильм, в котором поп-идол запечатлен во время репетиций незадолго до смерти. Кадры ленты показаны на днях крупнейшим студиям Голливуда. Покупкой прав на дистрибуцию заинтересовались студии Paramount, Universal, 20th Century Fox и Warner Bros. Компания Sony Pictures предлагает 50 миллионов долларов - пока это лучшие условия сделки, но торги продолжаются.
Одновременно газеты сообщают, что на складе в Нью-Джерси хранятся десятки пыльных ящиков со всякой всячиной, принадлежавшей певцу. В том числе письмо, в котором он рвал отношения со своей первой женой Лизой Мари Пресли, отбеливающий кожу крем, автопортреты в виде плачущего и смеющегося клоуна, множество комиксов и книжек с картинками, примерно 15 тысяч фотографий, платиновый диск за сингл I'll Be There и мастер-копии 26 невыпущенных песен "Пятерки Джексонов". Домовладелец, которому Майкл оставил все это в счет урегулирования судебного спора, намерен продать сокровища скопом за 5 миллионов долларов.
Все, что имело отношение к Майклу, словно по мановению волшебной палочки превращается теперь в золото.
Родичи и приживалы Майкла, его друзья и, конечно, адвокаты по-прежнему в центре внимания. На телеэкранах у них напряженные, насупленные лица. Скорбят. Но не только. Их терзают сомнения. Не очень понятно, где хоронить короля поп-музыки, чтобы постоянно не держать у могилы полк солдат для ее охраны. Но главная головоломка - как делить деньги. Ведь даже после уплаты налогов и раздачи многочисленных долгов в наследственной кубышке должны остаться сотни две миллионов долларов и недвижимость. И еще вроде бы нематериальная субстанция, но очень прибыльная, - права на песни, фильмы и на имидж.
Если бы все было так же просто, как с нью-джерсийским складом! Ан нет, дележ наследства Джексона превращается на глазах у миллионов зрителей (они же болельщики разных фракций этой тяжбы) в грандиозную и по-византийски запутанную историю, которая может растянуться на годы и даже десятилетия. Если сравнить ситуацию с тем, как шел аналогичный процесс после смерти Элвиса Пресли, Мэрилин Монро или Фрэнка Синатры, главных идолов шоу-бизнеса Америки, просматривается пусть не научная, но вполне убедительная закономерность. Но о ней чуть позже.
Зубами и ногтями
За свою жизнь Джексон принял множество деловых решений, которые дальновидными никак не назовешь. Короче, сорил деньгами направо и налево, участвовал в сугубо маниловских прожектах, одаривал случайных и неслучайных знакомых. И набрал в итоге Монблан долгов. Но есть ли что-то в сундуке знаменитого мертвеца, кроме просроченных векселей и долговых расписок?
Оказывается, финансы звезды вовсе не романсы поют, а задорную песенку "Битлз" Baby, You're A Rich Man. Налоговики, которые в таких случаях всегда тут как тут, прикинули: начиная с 1980 года Джексон заработал порядка 600 миллионов долларов. Часть играючи обратил в пыль, но в мгновения просветлений был не чужд здравого смысла.
В бесспорную коммерческую десятку он попал в 1985 году, когда купил за 47,5 миллиона права на портфолио из тысяч популярных песен, включая 250 композиций "Битлз". Года два назад Маккартни даже проворчал в ходе одного интервью, мол, исполняя собственные песни, я должен каждый раз за это кому-то платить. Не кому-то, а Джексону! Теперешнюю цену каталога эксперты оценивают в 850 миллионов, а то и больше, так что этого с лихвой хватит, чтобы расплатиться со всеми кредиторами, и кое-что еще останется детишкам на молочишко.
Многих удивило, что, вопреки имиджу легкомысленного лунатика, Джексон оставил подробнейшее завещание. Все его денежные накопления, ценные бумаги и собственность переходят в трастовый фонд и будут разделены между тремя детьми (40 процентов), матерью (40) и благотворительностью (20). Во избежание неопределенности дети даже названы полными именами. Известно и то, что Майкл назначил исполнителями его воли двух матерых волков бизнеса и адвокатуры - Джона Макклейна и Джона Бранку: опасался, видимо, что кто-то захочет оспорить его волю. Как в воду ...
https://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=1305