Случилось то, чего столько лет ждали питерские меломаны: к нам едет Заппа! Разумеется, не сам Фрэнк, что давно ушёл в лучшие миры, а его сын Дуизил Заппа, который представит 12 июня на сцене БКЗ трибьют-оркестр Zappa рlays Zappa. Об уровне этого оркестра говорит то, что музыканты недавно получили премию «Грэмми» за лучшую инструментальную музыку… Накануне концерта Дуизил Заппа дал «Фонтанке» эксклюзивное интервью.
- Ваш отец ушел из жизни очень рано – в возрасте 52 лет, в 1993 году. При этом успел выпустить 60 альбомов, отличался редкой творческой плодовитостью… Можно ли предположить, что как несомненный гений он предчувствовал свой ранний уход и спешил оставить свой след, выплеснуть накопившееся?
- Это все чистой воды домыслы, отец был очень мотивированным человеком и играл музыку, которой глубоко увлечен, относился к ней, как к искусству, с великим почтением, большинство его работ инструментальные. Важно вспомнить, что существовало неправильное понимание музыки, которую создавал мой отец: его работы, звучавшие на радио, имели, как правило, юмористический подтекст, многие видели в нем несерьезного, комического персонажа – актера, рокера, комика. Но он начал писать оркестровую музыку задолго до того, как создал рок-команду, и все больше фокусировался на оркестровой музыке, музыке для фильмов, это считал делом всей жизни.
- Правда, что Ваш отец всерьез намеревался баллотироваться на пост Президента США?
- Да, это так, и он любим всей Америкой. Но был уже слишком тяжело болен, чтобы осуществить эту мечту, хотя в тот момент в истории США происходили очень интересные события, и будь у него шанс, то как бы мог поменяться ход событий… Разумеется, в лучшую сторону!
- Известно, что Заппа интересовался Россией, приезжал в Москву, встречался с композитором Альфредом Шнитке, что в Лос-Анджелесе Заппа общался с музыкантами российской группы «Парк Горького»…
- Отец интересовался самыми разными русскими музыкальными проектами. Многие русские классические музыканты достигли уважения во всем мире, а отец всегда хотел приблизить свой оркестр к высочайшему уровню. Встречи Фрэнка Заппы в Москве с вашими музыкантами можно сравнить со сборами олимпийских атлетов: они не соревновались, а стремились к сотрудничеству, делились опытом. В те времена Заппа мог проехать через всю Россию, с его-то популярностью. Но его имя находилось в черном списке у коммунистов…
- После смерти Вашего отца вышло два десятка посмертных релизов… Можно ли сказать, что творческое наследие уже вычерпано?
- Мы все время открываем для себя новую публику, многие приходят на концерты впервые, толком не зная творчество отца. Мы постоянно комбинируем, что-то берем из музыки Фрэнка, добавляем новое. Его наследие бездонно…
- Существует такая легенда, что Заппа был причастен к созданию песни всех времен и народов: «Smoke on the Water» группы Deep Purple? Как гласит история, в 1971 году, во время концерта «Frank Zappa & The Mothers» в Монтрё (Швейцария) начался пожар, при котором сгорело и здание казино, где проходил концерт, и аппаратура группы. Предположительно, один из швейцарских фэнов выпустил на концерте сигнальную ракету, что и стало причиной пожара. Правда, что это событие было увековечено в хите «Smoke on the Water»?
- А ведь так все и было! Сигнальная ракета вонзилась в потолок деревянного здания, пламя вспыхнуло мгновенно. Попробовали эвакуировать аппаратуру, но практически ничего не уцелело: просто из-за того, что какой-то идиот заявился с ракетницей на концерт, сгорело все помещение! А группа Deep Purple оказалась в тот момент неподалеку, они тоже гастролировали в Монтрё… И увидели картину: дым, стелющийся по поверхности Женевского озера.
- Ваш отец был еще и остр на язык, сыпал афоризмами. Ему приписывают многие крылатые выражения. Например, такое: «Говорить о музыке — всё равно, что танцевать об архитектуре»… А какое из высказываний отца Вам больше всего нравится?
- Умственные способности – это как парашют, он не сработает, пока не раскроется.
Михаил Садчиков, Виктория Шальнева (перевод), «Фонтанка.ру»
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2109