Ошибаются те, кто полагает, что на Западе государство самоустранилось от регулирования и влияния на работу телекоммуникаций. Учет и контроль ведется строгий. Вот как, например, осуществляется государственное и общественное регулирование теле- и радиовещания во Франции:
Право на телерадиовещание, предоставляется самостоятельным государственным (административным) органом - Высшим Советом по аудиовизуальным средствам (ВС), образуемым в соответствии с Законом Французской Республики.
Функции ВС:
- осуществляет контроль за соблюдением выполнения принципа равных прав;
- гарантирует обеспечение независимости государственных телерадиокомпаний (особо выделяются государственные, поскольку больше чем другие связаны с государственными институтами власти);
- гарантирует объективность распространяемой информации;
- следит за соблюдением принципа свободы конкуренции;
- следит за качеством и разнообразием программ;
- способствует сохранению и пропаганде французского языка и культуры;
- разрешает и контролирует использование радиочастот для целей телерадиовещания (в том числе спутникового), выделенных ему правительством (специальным правительственным органом - см. ниже) для предоставления общественным и частным национальным пользователям (предоставляет право на использование частот для целей телерадиовещания - лицензии);
- дает разрешение на эксплуатацию и контролирует соблюдение технических требований телерадиовещательными организациями общественного и частного сектора;
- контролирует соблюдение принципов плюрализма в освещении событий государственными вещательными телерадиокомпаниями (ТРК);
- назначает президентов государственных ТРК (сроком на 3 года), и согласует их должностные обязанности;
- следит за охраной прав детей и подростков;
- определяет политику в области создания и использования кабельных сетей, вводит и изменяет регламентацию в сфере использования средств связи для целей телерадиовещания;
- координирует позиции государственных и частных ТРК в международных правительственных и неправительственных организациях;
- ежегодно составляет отчет о проделанной работе.
ВС состоит из 9 членов, назначаемых указом Президента Республики Франция. Три члена назначаются Президентом Республики Франция, три члена - Председателем Национального Собрания, три члена - Председателем Сената.
Председатель ВС назначается Президентом Республики Франция (из числа членов ВС) на весь срок его полномочий. Членство в ВС не совместимо с занятием какой-либо иной профессиональной деятельностью, выборной должностью или общественной работой. Председатель имеет право решающего голоса в случае разделения голосов поровну в результате голосования.
Или вот как в США. Там действует Федеральная комиссия по коммуникациям (FCC или ФКК - Комиссия)- независимый государственный орган, имеющий только регулирующие функции. Учреждается и действует на основании закона, она - независимый от исполнительной власти государственный орган США, напрямую подчиняющийся Конгрессу США.
ФКК состоит из пяти человек, назначаемых Президентом США (три - от партии большинства, два - от партии меньшинства) с согласия Сената США (состав ФКК утверждается Сенатом США). Одного из членов ФКК Президент США назначает Председателем. Председатель ФКК организует и координирует работу ФКК. Ограничение на членов ФКК:
- в одной политической партии не могут состоять более трех членов комиссии,
- члены комиссии назначаются на 5-летний срок, причем начало и конец срока у каждого члена индивидуальны,
- членам комиссии не разрешается иметь прибыль в какой-либо компании, занимающейся продажей или изготовлением связного оборудования или осуществляющей вещание.
Для реализации ФКК своих функций, создается аппарат Комиссии. Члены ФКК контролируют всю деятельность Комиссии, делегируя ответственность (в соответствии с распределением ответственности между членами ФКК) соответствующим Бюро и офисам. Одним из бюро, является Бюро по средствам массовой информации. Это Бюро разрабатывает рекомендации и контролирует выполнение правил, регулирующих деятельность теле- и радиостанций.
В области телерадиовещания ФКК:
- запрещено подвергать цензуре содержание программ,
- дано право:
1) выдавать и отзывать лицензии, в том числе с учетом полученных «общественных уведомлений» по деятельности вещательных организаций,
2) требовать удовлетворения держателями лицензии разнообразные потребности получателей программ,
3) контроля выполнения законов, относящихся к содержанию программ,
4) требовать от держателей лицензии предоставления равных возможностей кандидатам от политических партий,
5) требовать сообщать позывные, идентифицировать программы и их части,
6) самостоятельно налагать штрафы (до 20 тыс. долл. США).
http://www.medialaw.ru/publications/zip/116/1.htm