Вообще, с кончиной Ареты - а ведь первые записи её увидели свет 60 лет назад! - окончательно уходит в прошлое старая школа американских певцов, начинавших, как правило, в церкви, и привносящих приёмы, эмоции и самоотдачу, освоенные там, в исполнение и светского репертуара (но при этом с церковью зачастую отнюдь не порывающих, как не порвала с нею и Арета) - в чём, собственно, и состояла суть стиля "соул". Продолжить эту традицию могла бы крестница Ареты - Уитни Хьюстон, годившаяся ей по возрасту в дочери, и начинавшая по той же модели; но соблазны света свели её в могилу ещё раньше, чем её крестную мать. Жива ли эта традиция ещё? Сложно сказать. Похоже, что "ар-эн-би"-эстрада и госпел в наши дни окончательно разошлись врозь - первая потрясающая своей бездуховной пустотой и едва ли не нарочитой утилитарностью, вторая же радикально замкнувшаяся в своей возвышенной приверженности горнему. Слушать первую давно уже оскорбление для ума, души и вкуса; слушать вторых можно лишь пребывая в их традиции, или хотя бы стараясь углубиться в неё, понимая её. Наверное, не будет преувеличением сказать, что в творчестве Ареты - как и в творчестве Рэя Чарлза, и Джеймса Брауна, и Марвина Гэя, и ряда более ранних блюзовых исполнителей, и в отголосках их влияния на тех, кто хотел петь и играть как они - отображалась та уникальная, свойственная эпохе расцвета музыкальной поп-культуры мифология, в которой и Бог, и идеалы всеобщей любви, и почти что жертвенная самоотдача в творчестве - могли сливаться в нечто единое, благое и как будто уже почти достижимое, доступное всем и каждому. Это оказалось иллюзией, - бизнес, истеблишмент и инертность публики в итоге сожрали всё - но плоды этой иллюзии, законсервированные для нас в записях и в воспоминаниях, хоть и горчат немного невольным обманом несбыточности, по-прежнему сладки и упоительны. И за эту сладость той прекрасной иллюзии, и за эту её упоительность, и за эти веру, надежду и любовь - спасибо тебе, Арета, "царица соул"; спасибо старой школе; спасибо музыке теперь уже окончательно далёкого прошлого. |