Личные микробы из Любляны в Большой церкви Гааги
В пятницу в Большой церкви голландской столицы открывается уникальная выставка современного искусства из 10 стран, недавно вошедших в Евросоюз. Проект называется "Прорыв" и приурочен к началу голландского президентства в ЕС.
Под сводами старейшей церкви страны выставлено ультрасовременное искусство молодых дарований из Восточной Европы и примкнувших к ним мальтийских и киприотских художников. Авторы, многие из которых достигли зрелости после падения Берлинской стены, работают в жанрах фотографии, видео и DVD, инсталляции, надувной скульптуры и... биотехнологического искусства.
Авангард идет с востока
Пожалуй, самый шокирующий экспонат выставки - "Частные емкости" Полоны Тратник из Словении. Работает Полона так: мажет чашку желатином, потом оставляет на желатине отпечаток какой-нибудь части своего тела и помещает экспонат под стекло. На желатине остаются "частные" бактерии и фрагменты кожи художницы. Растущие в желатине микробы - продолжение "личного Я" Тратник.
Даже лидеры британского ультра-авангарда Трейси Эмин и Дэмиен Хёрст могли бы позавидовать такой свободе самовыражения.
Открывая выставку, госсекретарь по образованию, культуре и науке Нидерландов Ван дер Лаан отметила, что "художники, чьи работы были отобраны на выставку "Прорыв", представляют не столько свои отдельные страны, сколько единое европейское культурное пространство".
На самом деле экспонаты выставки свидетельствуют от том, что новые страны ЕС, достигнув необходимой общности в экономике и политике, в искусстве продолжают оставаться на разных полюсах.
Советско-европейский союз
Художники из богатых стран с устойчивыми традициями демократии черпают вдохновение во внешнем мире: к примеру, инсталляции и самодельные альбомы Рут Бианко с Мальты полны газетных вырезок, политических плакатов и снимков из горячих точек планеты.
Художники из Балтии, представленные в "Прорыве", наоборот, полностью погружены в свой собственный мир и все еще заняты переосмыслением советского прошлого. Почти ностальгически смотрится латвийская серия фотографий "Рижские моды" - пожилые рижане демонстрируют свои вопиюще старомодные наряды на фоне рижских "хрущоб".
Короткометражный фильм эстонской феминистки Марэ Тралла называется "Валенки". В первых кадрах трехминутного DVD-проекта по нарисованной красным цветом карте бывшего СССР топают ноги в валенках. Потом странненькая женщина средних лет (Марэ Тралла исполняет главную и единственную роль в своем фильме) бегает по улицам западного города в валенках и платочке, распевая советские шлягеры семидесятых.
"Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз", - разносится под сводами Большой церкви Гааги. Адрес у Марэ Тралла теперь новый - Европейский Союз, но песенка все еще волнует воображение художницы.
Я чуть было не споткнулась о лучший, по моему мнению, экспонат выставки. Правда в тот момент я еще не знала, что это современное восточноевропейское искусство, и подумала, что кто-то из пришедших на вернисаж оставил в уголке сумку с продуктами.
Потом оказалось, что красный мешок, набитый до отказа пакетиками чипсов, попкорна, с торчащим из него фаллическим зеленым огурцом в полиэтиленовой упаковке... поет и шевелится в такт собственной музыке. Называется шедевр молодого чеха Кристофа Кинтеры "Меня от всего этого тошнит".
Выставка "Прорыв" продлится до конца августа и, безусловно, станет одним из интереснейших художественных проектов этого лета. "Прорыв" расширяет горизонты - географические и культурные.
ВВС